Автозак — это автомобиль для перевозки подозреваемых и обвиняемых

Содержание
- 1 Одни из первых в мире автозаков. Санкт-Петербург, 1908–1909 годы.
- 2 ГАЗ М-1, сделанный по лекалам Ford Model B 40A Fordor Sedan и получивший прозвище «черный воронок». Именно на таких автомобилях сотрудники НКВД приезжали за репрессируемыми.
- 3 Такие автобусы Mercedes-Benz использовались сотрудниками НКВД во время Катынского расстрела весной 1940 года.
- 4 УАЗ-469 АП числился на службе МВД с 1972-го по 2005-й. Его преемник Хантер широко используется полицией.
- 5 Сигнализация
- 6 А это автозак тайской полиции.
- 7 Автобусы ПАЗ-32053 — завсегдатаи митингов и демонстраций.
- 8 Говорят, от сумы да от тюрьмы не зарекаются, но даже если участь побывать пассажиром автозака вас миновала, само название такого автомобиля вызывает какие-то ассоциации. Причем у каждого свои.
- 9 Автозак на базе Ford E-Series
- 10 Автозак на базе ГДРовского Barkas B1000.
- 11 Камеры для осужденных
- 12 Прочие особенности
- 13 Автозак на базе ГАЗ-51 был и в коллекции Михаила Юрьевича Красинца в Черноусово. Однако в 2013-м этот автомобиль уничтожил пожар. Фото сделано в 2010-м.
- 14 Полицейская «буханка» с двумя заключенными после ДТП на трассе Липецк — Елец. Благодаря сотрудникам полиции, сопровождавшим автозак и оказавшим первую помощь пострадавшим, конвойные и заключенные остались живы.
- 15 Для задержанных
- 16 Спецкузов
- 17 Оборудование автозаков
- 18 Автозак на базе ГАЗели Next.
- 19 Автозак на базе ГАЗели Next производства «БалГАЗавтосервис-НН» оснащен системой видеонаблюдения за арестантами.
- 20 Биотуалет в автозаке на базе ГАЗели Next.
- 21 Салон для персонала
- 22 Особенности российских (советских) автозаков
- 23 Этих «политических заключенных», скорее всего, даже не повезут в отделение.
- 24 В Штатах довольно популярны автозаки на базе Chevrolet Express.
- 25 Кстати, в Америке автозаки испокон веков делали из автобусов. В России — преимущественно из грузовиков.
Одни из первых в мире автозаков. Санкт-Петербург, 1908–1909 годы.
Слово «автозак», давным-давно ставшее самостоятельным, — сокращение от словосочетания «автомобиль для заключенных». И да — одной из первых стран в мире, применившей специальные автомобили для перевозки арестантов, стала Российская империя. Поставщиком специальных фургонов в 1909 году выступила немецкая фирма NAG (Neue Automobil Gesellsnaft), основанная всего лишь семью годами ранее. Известно, что автомобили оснащались 12-сильным двухцилиндровым мотором.
ГАЗ М-1, сделанный по лекалам Ford Model B 40A Fordor Sedan и получивший прозвище «черный воронок». Именно на таких автомобилях сотрудники НКВД приезжали за репрессируемыми.
В те же годы производством автозаков занялся российский завод Общества «Г.А. Лесснер», и один из первых выпущенных автомобилей поступил на службу в главное тюремное управление в Санкт-Петербурге. Тюремный фургон вмещал до восьми заключенных и развивал скорость до 25 км/ч. А кузов, обитый изнутри металлом, не давал заключенным ни малейшей возможности скрыть от глаз конвойных какой-либо предмет. На то время это и было едва ли не основным условием для подобной техники.
Такие автобусы Mercedes-Benz использовались сотрудниками НКВД во время Катынского расстрела весной 1940 года.
Сегодня количество разновидностей автозаков не знает границ, а требования к ним напрямую зависят от перевозимого контингента. В качестве автозаков могут использоваться как самые обыкновенные автобусы с решетками на окнах (тот же «пазик» с индексом 32053, к примеру), так и очень серьезная техника с одиночными камерами («стаканами») для особо опасных заключенных или женщин. Как правило, внутреннее пространство таких автозаков делится на три изолированные зоны: кабину водителя, места для конвоиров и камеры для арестантов в задней части автозака. Связь между водителем и сопровождающими осуществляется при помощи переговорного отверстия. А дверь в отсек для заключенных оборудована замком и смотровым окном с решеткой из арматуры толщиной не менее одного сантиметра. Места для конвоиров в автозаках российского производства обычно представляют собой мягкие кресла. У арестантов всё проще: металлические лавки с деревянными бортами и поручни под сиденьями, к которым пристегивают наручники.
УАЗ-469 АП числился на службе МВД с 1972-го по 2005-й. Его преемник Хантер широко используется полицией.
Площадь одиночной камеры невелика — всего 0,5 кв. м. Тем не менее в последнее время стали появляться автозаки, оборудованные системой видеонаблюдения, кондиционером и даже биотуалетом. Эти и другие ноу-хау тюремного транспорта — в нашей фотогалерее.
Сигнализация
Чтобы обеспечить связь между автозаком и стационарными пунктами, машины оборудованы УКВ-радиостанциями. Могут быть установлены системы видеонаблюдения.
Стандартно установлено переговорно-сигнализационное устройство «Незабудка». Оно обеспечивает следующее:
- Двухсторонняя связь между кабиной и кузовом.
- Ручная двухсторонняя подача сигнала «Вызов» (звук и свет).
- Ручная двухсторонняя подача сигнала «Тревога» (звук и свет).
- Автоподача «Тревоги» (звук и свет) в следующих случаях: открывание дверей, обрыв соединения, короткое замыкание между постовым устройством и датчиками, кабинным пунктом.
А это автозак тайской полиции.
Автобусы ПАЗ-32053 — завсегдатаи митингов и демонстраций.
Говорят, от сумы да от тюрьмы не зарекаются, но даже если участь побывать пассажиром автозака вас миновала, само название такого автомобиля вызывает какие-то ассоциации. Причем у каждого свои.
Автозак на базе Ford E-Series
Автозак на базе Ford E-Series оборудован лестницей для арестантов с ограниченной подвижностью.Автозак на базе Ford E-Series оборудован лестницей для арестантов с ограниченной подвижностью.Материалы по теме В Башкирии выпустили юбилейный автозак на базе КАМАЗа
Сегодня количество разновидностей автозаков не знает границ, а требования к ним напрямую зависят от перевозимого контингента. В качестве автозаков могут использоваться как самые обыкновенные автобусы с решетками на окнах (тот же «пазик» с индексом 32053, к примеру), так и очень серьезная техника с одиночными камерами («стаканами») для особо опасных заключенных или женщин. Как правило, внутреннее пространство таких автозаков делится на три изолированные зоны: кабину водителя, места для конвоиров и камеры для арестантов в задней части автозака. Связь между водителем и сопровождающими осуществляется при помощи переговорного отверстия. А дверь в отсек для заключенных оборудована замком и смотровым окном с решеткой из арматуры толщиной не менее одного сантиметра. Места для конвоиров в автозаках российского производства обычно представляют собой мягкие кресла. У арестантов всё проще: металлические лавки с деревянными бортами и поручни под сиденьями, к которым пристегивают наручники.
Площадь одиночной камеры невелика — всего 0,5 кв. м. Тем не менее в последнее время стали появляться автозаки, оборудованные системой видеонаблюдения, кондиционером и даже биотуалетом. Эти и другие ноу-хау тюремного транспорта — в нашей фотогалерее.
Автозак на базе ГДРовского Barkas B1000.
Камеры для осужденных
Камеры для спецконтингента в таковых машинах ГАЗ могут быть как общими, так и одиночными. Традиционно их оборудуют позади рабочего салона, в задней половине кузова. Количество и расположение зависит как от марки ТС, так и его предназначения.
Сидения в камерах стационарные, жесткие, с раздельными спинками, крепящиеся на металлическом каркасе. Их конструкция такова, что без применения специнструментария невозможно открутить крепежные элементы.
Если камера в специальном автомобиле одиночная, то она будет оборудована сдвижной или распашной металлической каркасной дверью. Полотно последней — сплошное. Есть смотровой глазок с поворотной заглушкой. В верхней и нижней половине — отверстия для вентиляции.
В общих камерах обычно одностворчатые решетчатые распашные двери. Между стальными прутками ячейки 40 х 40 мм.
На дверях камер механические замки с автозахлопывающимся ригелем. Невозможность доступа к нему с внутренней стороны обеспечена конструктивно. На входной двери также замковое устройство.
На люке — запоры типа «булавка». Габариты его проема — 470 х 500 мм. Выдерживает направленное вверх усилие выдавливания до 5 т, при этом не деформируясь и не теряя работоспособности. Аварийные люки открываются только снаружи, аварийно-вентиляционные — снаружи и внутри.
Прочие особенности
Рабочий салон нагревается дополнительным отопителем, который работает на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения мотора.
Под обшивкой кузовной крыши проложены линии освещения. На потолке — плафоны:
- Один — в одиночной камере.
- 2-4 — в общей.
- 2 — в салоне караула.
Плафоны защищают металлические решетки. Дополнительно может быть установлена фара-искатель. Присутствует щиток раздельного включения освещения, отопления.
Автозак на базе ГАЗ-51 был и в коллекции Михаила Юрьевича Красинца в Черноусово. Однако в 2013-м этот автомобиль уничтожил пожар. Фото сделано в 2010-м.
Полицейская «буханка» с двумя заключенными после ДТП на трассе Липецк — Елец. Благодаря сотрудникам полиции, сопровождавшим автозак и оказавшим первую помощь пострадавшим, конвойные и заключенные остались живы.
Для задержанных
Камеры для заключенных бывают одноместными и общими. Размещены они в задней половине кузова. Сидения жесткие, крепятся на металлический каркас, спинки раздельные. Одиночные камеры оснащают каркасной дверью распашного или сдвижного типа. Предусмотрены отверстия для вентиляции и смотровой глазок. В общих камерах устанавливаются распашные одиночные двери. Замки на них механические с отсутствием доступа с внутренней стороны.
Спецкузов
Спецкузов автозака — это цельнометаллическая каркасная конструкция, которая имеет теплоизоляционный слой между наружной и внутренней стенкой. Обе эти обшивки обычно — листовая сталь толщиной не менее 0,8 мм.
К раме шасси грузовика или автобуса спецкузов присоединяют стандартными крепежными деталями. По материалу, качеству, конструкции они аналогичны элементам, которые крепят обычный бортовой кузов.
Пол обязательно обвивают листом железа с захлестом его на бока. Основание — из стальных профилей, сварное. Ячейки между ними — не более 300 х 300 мм. Все это вместе складывается в противопобеговую решетку основания.
Оборудование автозаков
Главный конструктивный элемент автозака – это кузов, в котором перевозят заключенных. Он оборудован средствами связи и оповещения, а также приборами для освещения пространства вокруг автозака в темное время суток. Важный момент – заключенные размещаются раздельно (если одновременно перевозится несколько лиц) в соответствии с видами режима, прописанными в статьях УПК РФ. Каркасная конструкция из металла имеет слой утеплителя, пол обивается листом прочного железа. Основание сварного типа изготавливается из жестких стальных профилей, что минимизирует риск побега.
Автозак на базе ГАЗели Next.
Автозак на базе ГАЗели Next производства «БалГАЗавтосервис-НН» оснащен системой видеонаблюдения за арестантами.
Биотуалет в автозаке на базе ГАЗели Next.
Салон для персонала
Помещение для караула стандартно помещают в переднюю часть машины и рабочего салона соответственно. В отсек устанавливают полумягкие кресла с раздельными спинками. Сидения в «ГАЗ»-автозаке могут быть различной конструкции:
- одноместные откидные;
- одноместные стационарные;
- многоместные.
Что касается входных дверей в этот салон, то они могут быть и откидными, и раздвижными. Минимальные габариты проема — 1540 х 580 мм (для кузовных автозаков). Если это машина на базе фургона или автобуса, все упирается в ее конструктивные особенности. На дверях обязательны ограничители открывания.
Окна — со сдвижным остеклением. С внутренней стороны — защитная решетка. Между ней и стеклом — сдвижная шторка.
Особенности российских (советских) автозаков
В нашей стране автозак — это совокупность двух составляющих:
- Стандартное (без проведения доработки) шасси грузового ТС — КамАЗа, ЗИЛа, «Урала», ГАЗа, МАЗа или автобусов ПАЗа, «ГАЗели».
- Кузов, где находятся охранные инженерно-технические элементы.
Оборудование таких автомобилей обычно следующее:
- Спецкузов.
- Средства связи.
- Осветительные приборы.
- Средства оповещения.
Конструкция такой машины «ГАЗ» (или любой другой из списка выше) должна обеспечивать следующее:
- Линия охраны со всех сторон в рабочей кабине.
- Строго раздельное размещение спецконтингента в камерах согласно виду режима. Здесь большое внимание уделяется пунктам, прописанным в УПК РФ, КоАП, УИК.
Соответственно, чтобы обеспечить соблюдение этих условий, на грузовое шасси устанавливают специальный кузов. Уже в нем оборудуют салон для персонала и специальные отделения для подозреваемых и осужденных.
Этих «политических заключенных», скорее всего, даже не повезут в отделение.
В Штатах довольно популярны автозаки на базе Chevrolet Express.
Кстати, в Америке автозаки испокон веков делали из автобусов. В России — преимущественно из грузовиков.
- https://fishki.net/auto/2086119-avtozaki-ot-kletki-do-biotualeta.html
- https://FB.ru/article/371765/avtozak—eto-avtomobil-dlya-perevozki-podozrevaemyih-i-obvinyaemyih-spetsialnyiy-avtomobil-na-baze-gruzovogo-avtomobilya-avtobusa-ili-mikroavtobusa
- https://www.zr.ru/content/articles/902582-avtozaki-ot-kletki-do-biotual/
- https://vestnik-rm.ru/articles/kalejdoskop/avtozak-dlya-chego-neobhodim-i-chto-u-nego-vnutri