Адаптивный круиз-контроль

Содержание

Что такое адаптивный круиз-контроль? Назначение, особенности работы

Первые системы круиза были созданы далеко не для автомобилей, а для паровых машин, на грани 17 и 18 века. К автомобилям они начали применяться только в начале 20-го столетия, а относительно современный вид приобрели только после начала Второй мировой войны.
Компания Chrysler показала миру первый автомобиль с круиз-контролем в 1958 году, однако, уже в 1965 году American Motors обновили систему под современный лад. Тем не менее из-за нефтяного кризиса 1973 года произошел спад экономики, и интерес к новым технологиям упал. Только с приходом 80-х автолюбители начали проявлять заинтересованность к «автопилоту». Таким образом, в 1990-х в Японии разработали adaptive cruise control, который не только поддерживает скорость ТС, но и реагирует на динамику дорожного движения в потоке.

ACC (adaptive cruise control) создан, чтобы упростить автомобилисту жизнь. Система, анализируя происходящее, может реагировать и влиять не только на работу двигателя, но и на работу заслонки дросселя и тормозов. Разные модели адаптивного круиза можно встретить практически на любом типе авто: от универсала до спорт-кара.

Несмотря на то что многие водители по-прежнему не могут полностью довериться электронике, в темпе современной жизни adaptive cruise control является достаточно полезной функцией. При помощи специальных настроек АКК может самостоятельно контролировать безопасную дистанцию с другими участниками дорожного движения.

Как происходит управление адаптивным круиз-контролем

Управляют АСС так же, как обычным круиз-контролем. Панель управления чаще всего располагается на рулевом колесе.

  • Включение и выключение проводится при помощи кнопок On и Off. Там, где этих кнопок нет, для включения достаточно нажать Set, для выключения – на педаль тормоза или сцепления. В любом случае при включении автовладелец ничего не ощущает, а выключить АСС можно без проблем даже когда она работает.
  • Задать помогают Set и Accel. В первом случае водитель предварительно разгоняется до нужного значения, во втором – снижает скорость. Закрепляется результат путём нажатия соответствующей кнопки. После каждого повторного нажатия скорость возрастёт на 1 км/ч.
  • Если после торможения хотят вернуть прежнюю скорость, жмут на педаль снижения скорости и тормоза, а затем на Resume. Вместо тормозной педали можно использовать кнопку Coact, которая при нажатии даст тот же эффект.

Стоимость комплекса оборудования

Если говорить о стоимости адаптивного круиз-контроля, то многое будет зависеть от марки и модели автомобиля. Как пример для автомобилей марки BMW стоимость ACC обойдется порядка 130-150 тыс. рублей (без учета проводки и монитора в салоне).

Бывший в употреблении комплект, в среднем обойдется 1200 евро, но уже с полным набором, но и то нет гарантий, что данный вариант будет на 100% работать как родной. Ведь для его настройки нужно немало сил и знаний. Сам же радар стоит не дорого, пару тысяч рублей, а самым дорогим можно считать блок управления.

Удовольствие не с дешевых, но при покупке нового автомобиля не будет лишним доукомплектовать его такой системой, так как простояв несколько раз в пробке или проехав длинный путь поймете насколько удобным и полезным является адаптивный круиз-контроль.

Авто схемы Адаптивный круиз-контроль стал куда более удобней, обычной аналогичной системы. Расскажем о принципе работы, основных составных системы и факторах для работы.

Он экономит топливо!

Тут возникает закономерный вопрос: «как можно расходовать меньше горючего, двигаясь на идентичных машинах по одной трассе в едином скоростном режиме, или же используя адаптивный круиз контроль в пробке?». Люди, которые пишут подобное, либо абсолютно некомпетентны, либо сознательно подтасовывают факты.

пробка в Москве

Разумеется, на топливную экономичность могут повлиять внешние факторы, вроде пробок или ветрового сопротивления. Но они носят временный характер и не оказывают существенного влияния на рассматриваемые характеристики.

Экономия горючего может наблюдаться только в случае, когда изначально стиль вождения был рваным (высокие скорости, резкое торможение и ускорение), а затем его поменяли на спокойную и равномерную езду с включенным блоком адаптивного круиз контроля. В такой ситуации показатели расхода бензина или дизтоплива ожидаемо будут отличаться.

Однако, если водитель все время будет ехать на машине с постоянной скоростью, размеренно и плавно, избегая рывков и резких ускорений, то он сможет сэкономить не меньше горючего. И установка адаптивного круиз контроля в автомобиле тут не причём.

А если учесть, что в современных авто повсеместно используется дроссельная заслонка в паре с электронной педалью газа, то сохранять постоянный скоростной режим сможет даже «зеленый новичок», не говоря об опытных водителях, которые в плане топливной экономичности легко обыграют «навороченный», дорогой и модный круиз контроль.

машина на дороге с подъемом

Автолюбитель с большим опытом и навыками, увидев, что дорога ведёт в горку, станет постепенно поддавать газу, заранее разгоняя своего «скакуна», чтобы он сходу смог преодолеть подъём. Такое решение позволит использовать инерцию транспортного средства и груза с максимальной эффективностью, а также избежать перехода на пониженную передачу, что уменьшит расход горючего.

Любой специалист, знающий, как работает адаптивный круиз контроль, подтвердит, что данная система не в состоянии ничего проигнорировать. А потому, во время движения в горку она оценит дополнительную нагрузку, переключится на пониженную передачу, после чего обеспечит движение на увеличенных оборотах.

Такой «классический» подход существенно снизит топливную экономичность на конкретном участке пути. Поэтому можно констатировать, что экономия горючего круиз-контролем – не более чем сказка.

Виды круиз контроля

Существует два вида круиз контроля:

  • Активный (или адаптивный круиз контроль) – не только фиксирует скорость данного автомобиля, но и отслеживает положение ведущего авто (предварительно нужна установка на конкретную машину, по которой будет ориентироваться радар и видеокамера). Такая система позволяет контролировать скорость на трассе в зависимости от трафика.
  • Пассивный круиз контроль только поддерживает установленную заранее скорость. Управление осуществляется на основании предустановки педали акселератора. Водитель должен сам следить за автомобилями, находящимися впереди и в соответствии с этим менять полосу или тормозить.

Систему можно установить, как в авто с механической коробкой, так и в машине с автоматической КП. В случае автомата интеллектуальный круиз контроль самостоятельно регулирует дроссель. Вместе с этим автомобиль может менять передачу. Это пригодится при передвижении по дороге с небольшими перевалами.

На механике система работает немного иначе. Принцип действия остается прежним, только универсальный круиз контроль с механической педалью газа нуждается в некотором участии водителя. Например, когда автомобиль начинает подниматься на возвышенность, система не фиксирует нагрузку, поступающую от колес, поэтому дроссель может открываться недостаточно, чтобы машина хорошо разогналась.

Что такое круиз-контроль и как пользоваться?

Включенный механический круиз контроль не дает возможность переключиться на пониженную передачу, поэтому на подъеме нужно либо подгазовывать, либо отключать систему и включать пониженную.

Принцип действия активного круиз контроля

Первоначально такие разветвленные модернизированные системы поддержания постоянной скорости могли работать в диапазоне 30 – 180 км/ч. Сегодня же активный круиз-контроль последнего поколения способен работать в условиях плотного городского движения и поддерживать скорость до 200 км/ч. Такой адаптивный круиз-контроль может ускорять и замедлять автомобиль в зависимости от обстановки на дороге. Система поддерживает постоянной заданную водителем скорость, при этом при необходимости вносятся корректировки, вплоть до полной остановки автомобиля.

Отдельные модификации адаптивного круиз-контроля оснащается функциями gps-навигации, системой экстренного торможения и системами превентивной безопасности. Это одна из самых действенных активных систем безопасности, которая обеспечивает существенное упрощение управления автомобилем на высокой скорости и при движении в городе и на загородных трассах.

Можно сказать, что такой активный круиз контроль — это чрезвычайно полезная опция, поэтому многие покупатели новых автомобилей приобретают машины исключительно с наличием такой функции. Самостоятельно доукомплектовать машину таким активным круиз-контролем будет дорого и зачастую невозможно, поэтому если вам необходима данная система, то следует позаботиться о ее наличии уже на новом автомобиле.

Принцип действия активного круиз контроля

История круиз-контроля.

История системы круиз-контроля уходит корнями далеко в 17 — 18 века, когда инженеры изобрели систему контроля скорости для паровых машин. Эти механические системы в последующем как-раз и были адаптированы в первые модели автомобилей (определенные модели) в начале 20-го столетия. Но в реальности обычный для нашего понимания круиз-контроль появился только после 1940-х годов. 

Первым автомобилем оснащенным круиз-контролем была модель Imperial 1958 года выпуска, которую выпускало люксовое подразделение компании «Крайслер». Система называлась «Автопилот» и представляла собой обычное механическое решение. Выглядело это так: -приборная панель была оснащена механическим диском на котором была нанесена шкала скорости. Водитель, собирающийся включить механический круиз-контроль должен был выбрать на круглом циферблате желаемую для него скорость движения и повернуть диск, который был соединен с карданным валом. Так же с поворотом диска выбора скорости одновременно включался и электрический мотор, который автоматически регулировал положение дроссельной заслонки на двигателе, благодаря чему и поддерживалась необходимая скорость движения автомобиля. 

Американская компания «American Motors» в 1965 году выпустила бюджетную версию системы круиз-контроля для своих моделей автомобилей. Но затем, во время нефтяного кризиса в 1973 году, интерес к системе круиз-контроля резко пропал. А вот начиная с конца 80-х годов популярность данного круиз-контроля начала стремительно расти вверх. В конечном итоге  большинство современных автомобилей сегодня могут быть оснащены круиз-контролем. 

Изначально эта популярность круиз-контроля наблюдалась в США. Это было связана конкретно с тем, что в Америке традиционно и больше всего любят автомобили с автоматической коробкой передач, любят длинные путешествия по всей стране в связи с  огромной сетью скоростных автомагистралей.

Например, тажа популярность круиз-контроля в Европу пришла намного позже, в сравнении с теми-же Соединенными Штатами Америки. 

Но тем не менее, в Европе как и в США круиз-контроль появился изначально лишь на люксовых автомобилях, а затем эта система круиз-контроля начала свой путь и начала постепенно распространяться к обычным автомобилям. 

А вот первый адаптивный круиз-контроль (ACC) появился только в начале 1990-х годов в Японии. Хотя первое поколение адаптивных систем круиз-контроля всего-навсего только лишь предупреждала водителей об опасности и советовала им (ему) снизить скорость, нажав при этом педаль тормоза при включенном круиз-контроле.

Только спустя несколько лет в автопромышленности начали появляться адаптивные системы круиз-контроля, которые регулировали в автономном режиме не только одну дроссельную заслонку, но еще и тормоза самого автомобиля. 

Первый же полноценный круиз-контроль появился на автомобиле Mercedes S-класса в 1999 году, которая носила название- «Дистроник». Эта система не только контролировала дроссель, но и была способна контролировать тормоза, поддерживая заданную машине дистанцию до впереди идущего автотранспорта.

С тех пор прошло время и автопроизводители начали уже массово использовать адаптивный круиз-контроль (ACC). В конечном итоге эту систему АСС сегодня можно встретить на всех без исключения автомобилях, начиная от мини автомобилей и хэтчбеков, и заканчивая кроссоверами и спортивными автомобилями.

Стоит здесь отметить, в связи с ростом автомобильного трафика на дорогах всего мира этот  адаптивный круиз-контроль стал более полезным (полезной функцией) для многих автомашин, в сравнении со стандартным круизом, так как его адаптивная опция позволяет автомобилю не только поддерживать заданную водителем скорость движения, но автоматически поддерживать безопасную дистанцию до впереди идущих автотранспортных средств. 

Комплектующие

Система состоит из трех комплектующих:

  • Датчик расстояния. Обычно используется два типа устройств: радары или лидары. Первые являются более дорогостоящими и применяются для ТС бизнес-класса. Действуют благодаря электромагнитным или ультразвуковым волнам. Замеряя длину волны, датчик реагирует на окружающие объекты. Лидары работают на основе инфракрасного лазерного излучения, но из-за этого больше подвержены влиянию погоды. Обычно предусмотрено сразу несколько подобных датчиков, для исключения ошибок. Радиус действия достигает 150 метров, однако есть устройства ориентированные на узкий круг действия или на более дальний.
  • Блок управления. К ЭБУ поступают замеры с датчиков и устройств транспортного средства. Благодаря этому ЭБУ исчисляет и анализирует дистанцию до ближайших препятствий, боковое ускорение, скорость ТС, величину кривой.
  • Дополнительное ПО. Отдельных систем контроля адаптивный круиз не имеет, но для подобных целей ACC использует некоторые системы автомобиля, например: АКПП, электронный привод дросселя, систему курсовой стойкости.

Возможна ли установка своими руками

Процедура установки круиз-контроля достаточно сложная и потребует наличия определенных навыков и специального оборудования. Также нужно сказать, что система монтируется не на каждый автомобиль.

Потребуется оборудование для перепрошивки блока управления двигателя, а для этого нужна помощь программистов, которые знают, что такое круиз-контроль в автомобиле. Также потребуется переделка тормозной системы, замена блоков ABS и перепрошивка АКПП.

система адаптивного круиз контроля

Могут возникнуть проблемы с работой системы. Не всегда с первого раза она запускается и работает так, как задумано. Случается, что никаких ошибок в работе нет, но система не хочет действовать. На некоторых моделях авто (в частности, VAG) может потребоваться установка второго блока управления двигателем.

На какие автомобили устанавливается ACC

В настоящее время система ACC может быть установлена практически на любой автомобиль в качестве опции, хотя чаще всего она встречается всё же на премиум-сегменте.

Это связано с достаточно высокой её стоимостью. Хороший набор обойдётся в 100-150 тысяч рублей.

У каждой автомобильной компании имеются собственные маркетинговые наименования для фактически одной и той же системы с незначительными изменениями в органах управления.

ACC могут называться, как традиционно Adaptive Cruise Control или Active Cruise Control, так и более индивидуализированно, с употреблением слов Radar, Distance или даже Preview.

Впервые система была применена на автомобилях Mercedes под торговой маркой Distronic.

Плюсы

  1. Повышенный комфорт при управлении транспортным средством. Ноги не напрягаются, их не надо держать в одном положении длительное время. Надо просто внимательно управлять автомобилем во время движения, расслабив правую ногу.
  2. Строгий контроль скорости. Можно настроить такую скорость движения, при которой вам не придётся платить штрафы за её превышение.
  3. Снижение потребления горючего. Многие водители управляют авто, то замедляясь, то ускоряясь. Здесь же экономия топлива может достигать целых 7% за счёт равномерной работы двигателя. Дополнительно КК снижает износ деталей и применение расходников (примерно на 1,5%). Если установлен круиз-контроль адаптивного типа, то он поможет обеспечить безопасность автомобиля и пассажиров. Система сканирует пространство впереди при движении, держит безопасную дистанцию и сигнализирует о возникших проблемах.

Адаптивный круиз-контроль действительно делает вас безопаснее?

Адаптивный круиз-контроль может помочь уменьшить вероятность и серьезность столкновений сзади, но эти системы все еще относительно ограничены. Отвлеченные водители, вероятно, не смогут вручную отрегулировать свои настройки круиз-контроля вовремя, чтобы избежать столкновений, поэтому адаптивный круиз-контроль может быть огромным преимуществом в таких ситуациях.

Однако адаптивный круиз-контроль может привести к снижению безопасности, если водитель не знает об ограничениях системы.

Согласно исследованию, проведенному ААА , тревожное количество водителей не знают, что их частично адаптивные системы круиз-контроля не способны полностью остановить свои транспортные средства.

Другие водители не знали, что адаптивный круиз-контроль не работает должным образом на извилистых дорогах, потому что он может поднимать транспортные средства в других полосах. Если вы полностью осознаете все эти ограничения, то адаптивный круиз-контроль сделает вас более безопасным.

Он способствует безопасности!

Зная, что такое адаптивный круиз контроль в машине и чем он отличается от обычного аналога, как можно утверждать, что эта система влияет на безопасность вождения? Разве что разгоняясь и замедляясь, повторяя ритм движения впередиидущего транспортного средства, что тоже весьма спорно.

К примеру, авто перемещается на активном круиз контроле, своевременно притормаживая и ускоряясь, за счет чего сохраняется заданная дистанция между двумя машинами. Водитель привыкает к подобным маневрам, выполняемым бортовой системой авто, уже через полчаса монотонного процесса. Отпустив педали, он расслабляется и отвлекается от дороги.

Тем временем автомобиль пересекает черту города, набирая на трассе определенную скорость. И тут водитель «ведущей» машины резко перестраивается в правый ряд, реагируя на внезапно возникшую угрозу. А что с машиной на круиз контроле?

движение автомобиля с круиз-контролем

Она продолжает двигаться прямолинейно в заданном скоростном режиме, поскольку впередиидущее авто «ушло» направо, освободив проезжую часть. А вот стационарную помеху, в виде сломанной машины или транспортного средства, притормозившего для выполнения левого поворота, она не воспринимает как угрозу. Система просто «не видит» предметы, стоящие на месте, а потому и не может на них среагировать.

Благо, если водитель в такой ситуации успевает перехватить управление или остановить ТС. В противном случае последствия будут печальны. Так о какой повышенной безопасности идет речь?

Адаптивный круиз-контроль. Что это такое

Логически понятно, что такой круиз-контроль уже может не просто поддерживать установленную скорость, но и адаптироваться к условиям движения. Система тесно взаимодействует с радарами и датчиками, оценивающими дорожную ситуацию. Радары могут быть лазерного типа, электромагнитного, оптического. Важно не это. Важно то, что система может стать уже в ближайшие годы одним из видов беспилотника.


ACC MB S-Class 2008, система от Мерседес

Простые системы КК уже научились распознавать впередиидущий автомобиль и реагировать на него, вплоть до того, что наша машина может полностью повторять скоростной режим впереди идущего автомобиля. Более того, устройство способно точно выдерживать дистанцию до ведущей машины. Это полезно во многих случаях, но эффективнее всего применение системы в целях безопасности — оценивая расстояние до передней машины, её скорость, система предотвращает столкновения даёт водителю расслабиться и отдохнуть какое-то время, пока спереди едет адекватный водитель, использовать его как шаблон.


АСС может четко выдерживать расстояние до идущего впереди автомобиля

Если же спереди никого нет, тогда водителю приходится самому реагировать на скоростные ограничения, внезапные препятствия, дорожную разметку, но датчики-то все это запросто могут отслеживать! Так почему бы не позволить электронике не только фиксировать обстановку, но и дать доступ к управлению тормозной системой, рулевым управлением и приводом дроссельной заслонки? А это уже называется адаптивным круиз контролем. Вот новое видео от концерна VAG, где наглядно показано как работает адаптивный круиз.

Отличие адаптивного от стандартного круиз-контроля

Предназначение системы круиз-контроля – поддержка скорости транспортного средства на постоянном уровне с автоматическим прибавлением газа, когда данная скорость снижается, и убавлением его, когда данная скорость увеличивается (последнее можно наблюдать, например, при спусках). С течением времени система продолжала развиваться в сторону увеличения автоматизации управления машиной.

Система адаптивного круиз-контроля – это усовершенствованный её вариант, позволяющий одновременно с поддержкой скорости автоматически снижать её, если возникает гипотетическая опасность столкнуться с машиной, идущей впереди. То есть идёт адаптация к дорожным условиям.

Возможности адаптивного круиза

По сравнению с обычным круизом, ACC имеет более широкий функционал. Если первые модели могли лишь поддерживать заданную скорость, то новые системы способны самостоятельно регулировать динамику ТС. К примеру, при движении под гору, adaptive cruise control меняет диапазон открытия дроссельной заслонки, для более безопасного и оптимального движения, регулирует при этом обороты и нагрузку на двигатель. Соответственно, при движении вниз происходит обратная реакция.

схема действия радара АКК

Главной возможностью нового круиза, что собственно и отразилось в названии, стала способность приспосабливаться к условиям на дороге. На переднем бампере автомобиля установлены сканеры, которые в режиме реального времени анализируют действия ближайших попутных или впередистоящих объектов.

Если владелец заранее настроил ACC на определенный режим, то система будет подстраивать работу автомобиля под указанные параметры. Если автомобиль, который движется впереди, увеличит скорость, то ТС с адаптивным круиз-контролем автоматически ускорится, чтобы сохранить указанную дистанцию. Механизм работает и в обратную сторону.

Первыми стали использовать ACC компания Mercedes, на автомобилях S-class.

Как работает адаптивный круиз-контроль

Опять же, ничего сложного:

  • собирается вся информация с основных и второстепенных датчиков;
  • блок управления в режиме реального времени непрерывно её анализирует;
  • в зависимости от заданной водителем скорости и ситуации на дороге – пустая, прямая трасса или, наоборот, впереди идущее авто притормаживает/перестраивается, даёт команду на ускорение или, наоборот, замедление. При этом «продвинутые» системы могут тормозить двигателем или уменьшать его мощность путём кратковременного обеднения воздушно-топливной смеси.

Адаптивный круиз-контроль прежних поколений работает диапазоне от 30 до 160 км/час. Тогда как новые версии имеют расширенную «вилку» от 0 до 200 километров в час. Она будет одинаково удобна как в городской «тянучке» – нет необходимости постоянно подгазовывать/притормаживать, так и на автобане. Выставьте желаемую скорость, и можно убрать ногу с педали газа.

Стоимость комплекса

Что такое круиз-контроль в автомобиле, теперь уже ясно. Это помощник для водителя, порой довольно эффективный. Но штатно эти системы устанавливаются далеко не на все модели авто. Если машина не оснащена такой системой, ее можно установить самостоятельно или на официальном дилере.

Что касается стоимости системы, то все зависит от марки автомобилей. Так, для моделей BMW такой комплекс может стоить от 100 до 150 тысяч рублей. При этом не учтена цена проводки и салонного монитора. Также сюда следует прибавить стоимость установки адаптивного круиз-контроля.

установка адаптивного круиз контроля

Подержанные комплекты могут обойтись в среднем по цене в 1 200 евро. Но здесь есть преимущество – комплект уже максимально полный. Хотя есть и подводные камни. Например, нет гарантии, что этот вариант будет функционировать, как штатный.

Для настройки системы нужно приложить много усилий, а также обладать особыми знаниями. Радар для системы стоит несколько тысяч рублей, самое дорогое в таких системах – это управляющий блок.

Как видно, описанная система — удовольствие дорогое, но покупая современную машину, будет совсем не лишним укомплектовать его подобным образом. Те, кто часто стоят в пробках или ездят на дальние расстояния, смогут оценить полезность данного оборудования.

Радары и лидары

В конструкции круиз-контроля имеется сенсор расстояния. Данный элемент нужен для того, чтобы измерять параметры скорости и расстояния до автомобиля, который едет впереди. В качестве таких датчиков применяются радары или же лидары. Эти сенсоры излучают электромагнитные волны или инфракрасные лучи. Скорость машины, движущейся впереди, система оценивает в зависимости от того, как меняется частота отраженной электромагнитной волы. А расстояние вычисляется по тому, через сколько времени возвращался сигнал.

что такое круиз контроль в автомобиле

Лидары, в отличие от радаров, посылают не электромагнитные волны, а специальные инфракрасные лазерные лучи, но принцип их действия примерно такой же. Зато датчики для данных систем по стоимости значительно дешевле радарных. Однако изделие подвергается воздействию погоды, поэтому на современных машинах премиум-класса лидеров не найти. Здесь устанавливаются лишь радары.

Датчики для определения расстояний монтируются на переднем бампере и на радиаторной решетке автомобиля. Сенсор нормально действует в радиусе до 150 м.

В последних версиях круизов применены устройства для измерения расстояния, которые работают как в коротких, так и длинных диапазонах. Первые способны изменять скоростной режим вплоть до того, что машина полностью останавливается. Вторые, работающие в длинном диапазоне, замедляют автомобиль до 30 километров в час. Это позволяет расширить возможности помощника (например, применить круиз в пробке, где нужна маленькая скорость).

Принцип работы и разновидности

Функционирование адаптивного круиза начинается примерно со скорости 30 км/час и бесперебойно поддерживается до 180 км/час. Более дорогие модели способны работать сразу после запуска и до порога 200 км/час. Отдельно в условиях жесткого трафика работает опция StopandGo.

гитара с обозначение круиз-контроля

Во время замедления или движения из ряда в ряд происходит снижение скорости ТС для сохранения дистанции. На низкой скорости обеспечивается при помощи работы тормозов (уменьшение давления ТЖ), а на высокой – за счет уменьшения нагрузки на двигатель (регулировка количества подаваемого воздуха на заслонку дросселя).

Приятным бонусом станет экономия топлива, благодаря системе адаптивного круиза. Согласно отзывам, экономия составляет от 1% до 5%.

Поскольку система подключается к общей электронике, для увеличения безопасности, ACC использует данные превентивной безопасности, GPS-системы, торможения. Чтобы получить данные скорости автомобилей, радар излучает электромагнитные волны. Скорость определяется в зависимости от частоты отраженной волны. Расстояние можно определить относительно времени возвращения эхо. После получения радаром данных, информация преобразуется в электрические сигналы для передачи к ЭБУ. После блок управления передает «указания» тормозам, ABS, EBD, ESP и двигателю.

схема действия круиз-контроля в движении

Разделяют несколько разновидностей круиз-контроля:

  1. Классический круиз-контроль. Поддерживает исключительно заданную скорость, но не контролирует безопасную дистанцию.
  2. Адаптивный CC (cruise control). Реагирует на изменение плотности трафика, величину дистанции, скорость и работу узлов ТС.
  3. Полуавтономный. Считается вторым поколением адаптивного круиза. В отличие от первого, полуавтономный СС, может вмешиваться в рулевое управление. Однако, считать полуавтономную систему совершенной – нельзя, поскольку система все равно не способна увидеть все объекты вокруг.
  4. Ограничитель скорости. Несмотря на небольшой функционал (ограничитель максимальной скорости), считается подвидом круиз-контроля.

Используемые адаптивным круиз-контролем элементы

Современный адаптивный круиз-контроль будет состоять из различных блоков и датчиков, что позволяет обеспечить необходимую функциональность такой системы постоянного поддержания скорости. Умные датчики измеряют скорость автомобиля, а при помощи видеокамеры и лазерных дальномеров определяется расстояние до впереди идущих машин.

Для определения расстояния до едущих впереди автомобилей используются радары и так называемые лидары. Такой лидар использует лазерный инфракрасный луч, который вне зависимости от имеющихся погодных условий может определить расстояние до впереди идущих автомобилей. В то же время отметим, что качество получаемых данных о расстоянии до впереди идущих автомобилей и скорости авто у полноценного радара будет лучше, нежели у лидара, соответственно на автомобилях премиум-класса системы поддержания постоянной скорости используют высококачественные радарные датчики.

Устанавливаются такие датчики в переднем бампере и имеют радиус действия около 150 метров. При активации активного круиз-контроля датчик постоянно сканирует пространство перед автомобилем и при появлении в зоне действия другого автомобиля посылает сигнал центральному блоку управления системы на изменение скорости, в зависимости от скорости двигающегося впереди авто.

Используемые адаптивным круиз-контролем элементы

Куда идет адаптивный круиз-контроль в будущем?

Сегодня адаптивные системы круиз-контроля способны функционировать без какого-либо участия извне. Они просто используют датчик для определения положения и скорости других транспортных средств и внесения необходимых корректировок. Эта технология также является инструментальной составляющей самостоятельного вождения автомобилей .

В будущем мы могли бы видеть совместные адаптивные системы круиз-контроля, которые используют информацию от других транспортных средств и передают информацию другим транспортным средствам. Реализация системы такого типа будет включать в себя одно транспортное средство, передающее данные о скорости в транспортное средство позади него, которое, в свою очередь, будет передавать данные о скорости в транспортное средство, находящееся за ним, и так далее.

Преимущество этого вида усовершенствованного адаптивного круиз-контроля заключается в том, что он не будет опираться на внешние измерения и датчики, которые могут выходить из строя в некоторых ситуациях, например в существующих системах.

Однако внедрение этого типа системы потребует огромного сотрудничества между автопроизводителями и законодателями и не будет работать без всестороннего внедрения этой технологии.

Меры предосторожности

Каким бы совершенным ни было электронное устройство вашего автомобиля, помните, круиз-контроль запрещено использовать при:

  • при обледенении дорожного полотна;
  • при движении по мокрой дороге;
  • при недостаточной видимости (ночью, во время дождя, снегопада, тумана).

В описанных случаях производители автомобилей рекомендуют водителям взять управление транспортным средством на себя.

Круиз-контроль действительно упростил жизнь дальнобойщиков и автопутешественников во время утомительных поездок по ровной и прямой дороге. И все же «беспилотным» такое управление назвать нельзя, будьте внимательны!

Преимущества и недостатки АСС

Круиз-контроль в целом новая и достаточно удобная электронная система. Тем не менее, как и любая другая автомобильная электроника, она обладает рядом недостатков и преимуществ.

  • Во-первых, adaptive cruise control позволяет экономить топливо.
  • Также система позволяет снять с водителя нагрузку в постоянной необходимости регулировать скорость ТС.
  • В-третьих, система обеспечивает хороший уровень безопасности и быстрое реагирование в случае аварийной ситуации.

Среди недостатков можно выделить две группы:

  1. Чисто технологические. Заключаются в поломках работы датчиков, окислении контактов. При неисправной работе радаров, система может по умолчанию считать, что впереди ТС находится препятствие и снизить скорость автомобиля практически до остановки.
  2. Недоверие со стороны водителей. Поскольку высокий уровень автоматизированности расслабляет водителей, следовательно снижается уровень внимания к восприятию изменений во время движения. В результате, автомобилист не может отреагировать с должной скоростью на аварийную ситуацию.

Устройство

Система ACC содержит собственные узлы и приборы, а также использует уже имеющиеся на автомобиле:

  • радары или лидары обнаружения препятствий с разными радиусами действия, при этом датчики радиочастотного диапазона лучше работают в условиях затруднённой видимости, атмосферных осадков или тумана;
  • активатор педали акселератора или электронной дроссельной заслонки;
  • микрокомпьютерный модуль управления системой;
  • звуковые и световые индикаторы, информационное табло и кнопочный пульт управления;
  • интерфейсы связи с системами ABS и ESP;
  • датчики тормозной и акселераторной педалей.

Что такое адаптивный круиз контроль

Основой устройства является программа управления, содержащая все сложные алгоритмы действия ACC в самых различных условиях.

Какие типы адаптивного круиз-контроля доступны?

Адаптивные и автономные системы круиз-контроля можно разбить на лазерные и радиолокационные системы, а также дифференцировать их по количеству входных данных, необходимых от водителя.

Лазерные автономные системы круиз-контроля используют фронтальный лазер для отслеживания положения и скорости других транспортных средств. Из-за ограничений использования лазера в этих системах часто возникают проблемы с обнаружением грязных или неотражающих транспортных средств, и плохая погода также может отрицательно повлиять на способность лазерной системы отслеживать другие транспортные средства.

Радарные системы иногда называют радарным круиз-контролем, и они используют один или несколько радарных датчиков вместо лазера. Они обычно работают в более широком диапазоне погодных условий и, как правило, способны отслеживать другие транспортные средства независимо от отражательной способности.

Некоторые адаптивные системы круиз-контроля также интегрированы с технологиями предварительного сбоя , такими как адаптивное торможение , и другими ADAS, такими как системы предупреждения о выходе из полосы движения .

Как устроена система

Рассмотрим подробнее адаптивный круиз-контроль. Что это, мы уже примерно знаем. Названная система состоит из нескольких сенсоров, а также управляющего модуля. Можно встретить и круиз, состоящий из сенсоров скорости, расстояния, управляющей системы и нескольких исполнительных устройств.

Как использовать адаптивный круиз-контроль

Водитель контролирует работу круиз-контроля при помощи манипулятора на руле или приборной панели. Существует два типа круиз-контроля: с ограничителем максимальной скорости и без него.

управление АКК на руле

Чтобы включить систему, достаточно зажать на соответствующую клавишу при достижении максимальной скорости. Текущая скорость сохраняется в памяти устройства. В момент, когда на дисплее загорается индикатор впереди идущего автомобиля, водитель может выбрать значение дистанции между транспортными средствами. Менять показатели можно соответствующими кнопками «+» и «-». Отслеживать работу можно при помощи цветных индикаторов на приборной панели.

Оценить все преимущества и недостатки работы ACC, можно ознакомившись с некоторыми видеороликами в сети, к примеру:

А о чем вообще идет речь, для чего нужен круиз-контроль

О системе так называемого круиз-контроля. Его задача – в самом простом варианте, используемом еще на первых образцах подобной техники, – поддержание заданной водителем скорости движения. Как работает круиз контроль, понять достаточно просто. Для него характерным является то, что принцип работы совпадает с действиями водителя – устройство изменяет положение, в котором находится дроссельная заслонка при возникновении отклонений от установленного водителем режима движения.

Например, на подъеме, когда скорость замедляется, круиз-контроль дополнительно откроет дроссельную заслонку, а при спуске, наоборот, прикроет заслонку, снижая скорость. Положение дроссельной заслонки меняется по сигналам от электронного блока благодаря специальной механике системы привода.

Вопрос, а нужен ли круиз-контроль, если не считать провокационным, то он достаточно близок к этому. Конечно, подобное устройство не относится к категории обязательных и необходимых устройств автомобиля, таких как КПП или сцепление, вполне можно обойтись и без него, но он значительно облегчает труд водителя. Особенно это касается водителей грузовиков, которым приходится долго двигаться с одной и той же, порой достаточно невысокой, скоростью. В таких случаях задумываться о том, как пользоваться круиз-контролем, не стоит – водители задают требуемую скорость движения, а система ее поддерживает, тем самым облегчая труд водителя.

А вот задаться вопросом, нужен ли круиз-контроль в такой несколько примитивной, как описано выше, форме, будет вполне уместным. И на него уже получен своеобразный ответ – сейчас созданы новые системы, в том числе и адаптивный круиз-контроль, позволяющие реализовывать значительно больше функций при управлении автомашиной. Механике при этом приходится уступать свое место электронике.

Новые поколения, новые возможности и новые требования

Описанный ранее круиз- контроль, так называемый пассивный, предоставляет водителю ограниченный перечень дополнительных возможностей. Занимаясь усовершенствованием этой системы, различные автопроизводители создали свои варианты их реализации.
Из них можно отметить такие:

  1. Radar Cruise Control – производства Toyota;
  2. Preview Distance Control – производства Mitsubishi;
  3. Distronic – Mercedes-Benz;
  4. Adaptive Cruise Control – Volksvagen, Audi, Honda.

Эти системы уже представляют следующее поколение – адаптивный круиз-контроль. Его характерной особенностью является то, что это не пассивный, а активный круиз-контроль. С его помощью можно не только поддерживать и контролировать заданную скорость – под его управлением автомобиль самостоятельно тормозит и разгоняется.
Для выполнения таких функций адаптивный круиз-контроль включает в свой состав:

  • датчик, используемый для контроля скорости и расстояния;
  • электронный контроллер управления;
  • устройства, исполняющие требуемые команды, поступающие от контроллера.

Чтобы понять, для чего нужен и как работает интеллектуальный круиз-контроль, достаточно посмотреть на приведенный ниже рисунок:
принцип работы круиз контроля
В данном случае контролируется не только скорость, но и расстояние между движущимися автомобилями, для чего активный круиз-контроль идущей сзади машины облучает передний автомобиль и по отраженному сигналу устанавливает, какое между ними расстояние. Если оно уменьшается, то второй автомобиль начинает сбрасывать свою скорость, если увеличивается, то он разгоняется, оставаясь в пределах установленной водителем скорости.
Активный круиз-контроль может оснащаться двумя типами датчиков:

  1. лазерным;
  2. радаром.

Лазерный датчик является более дешевым, но его эффективность зависит от внешних условий, туман или дождь отрицательно сказываются на его работе. Таким влияниям не подвержен радарный, но его цена выше.

Источники

  • https://toyota-chr2.ru/zapchasti/adaptivnyj-kruiz-kontrol-2.html
  • https://mobile-dvr.ru/ekspluatatsiya/chto-takoe-adaptivnii-kruiz-kontrol.html
  • https://1gai.ru/publ/517990-kruiz-kontrol-i-adaptivnyy-kruiz-kontrol-polnoe-rukovodstvo.html
  • https://EuroAutoUfa.ru/obzory/chto-takoe-kruiz.html
  • https://RetroTruck.ru/rashodniki-i-zapchasti/adaptivnyj-kruiz-kontrol-2.html
  • https://zsm-miass.ru/rashodniki-i-zapchasti/chto-takoe-adaptivnyj-kruiz-kontrol-v-avtomobile.html
  • https://AutoVogdenie.ru/adaptivnyj-kruiz-kontrol-acc.html
  • https://cooptech.ru/korobka-peredach/adaptivnyj-kruiz-kontrol-2.html
  • https://gadgetshelp.com/how-to/chto-takoe-adaptivnyi-kruiz-kontrol-i-kak-on-rabotaet/
  • https://olvi-group.ru/avto-iz-za-rubezha/adaptivnyj-kruiz-kontrol.html
  • https://FokSevmash.ru/rashodniki-i-zapchasti/chto-takoe-adaptivnyj-kruiz-kontrol-v-mashine.html
  • https://FB.ru/article/353751/adaptivnyiy-kruiz-kontrol-chto-eto-takoe-i-kak-rabotaet
  • https://ZnanieAvto.ru/rulim/adaptivnyj-kruiz-kontrol-kak-rabotaet-dlya-chego-nuzhen.html
[свернуть]
Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть