Инвалидки совдепии — как реально на них ездили?

Содержание
- 1 Предназначение и технические характеристики
- 2 По образу и подобию
- 3 Мифы и факты о советской «инвалидке»
- 4 Рычаги управления
- 5 Независимая передняя подвеска была объединена с реечным рулевым механизмом в единый узел
- 6 Мотоколяска СМЗ С-3Д Фото Двигатель Характеристики Видео
- 7 И факт, и миф: зимой эксплуатация мотоколяски была невозможна
- 8 Миф: мотоколяска выдавалась каждому инвалиду бессрочно и бесплатно
- 9 С миру по нитке
- 10 Особенности
- 11 Проходимость
- 12 Истории авто, ставших легендой: автомобиль-мотоколяска СМЗ
- 13 …в то время как на поздних использовали более крупную оптику от грузовиков и сельхозтехники
- 14 В некоторых регионах (например, на Украине) эту машину называли «жабкой». Возможно, из-за того, что многие автомобили окрашивались в зелёный цвет
- 15 Электрическая схема
- 16 Мотоциклетное наследие
- 17 Как ишак, везде проедет
- 18 Коробка передач
- 19 Риски и недостатки
- 20 Ретро обзор: Мотоколяска СМЗ С-3Д
- 21 Факт: мощности мотоциклетного двигателя было недостаточно
- 22 Миф: СМЗ-СЗД — модернизированная версия «моргуновки»
- 23 Цены и распространение
- 24 Миф: для своего времени СМЗ-СЗД обладала слишком примитивной конструкцией
- 25 Инновационные технические решения
- 26 Конкурент
- 27 Салон СМЗ-С3Д 1982 года выпуска
- 28 Воспоминания автовладельцев о СМЗ С-3Д — «инвалидка»
- 29 В наше время «инвалидку» реально встретить скорее в компьютерной игре, чем на улице
- 30 С запасом: с учетом реальных возможностей машины разметка спидометра сильно льстила водителю
- 31 Никулин, Вицын, Моргунов… Это другая история
- 32 Инвалидная мотоколяска СЗД: характеристики
- 33 Ходовая часть
- 34 Плоскопараллельный дизайн по меркам своего времени был весьма актуален
Предназначение и технические характеристики
Несмотря на то, что советская автомобильная промышленность развивалась медленно, без технических прорывов и новых решений, третье поколение мотоколяски из Серпухова существенно отличались от своих предшественников.
Эта модель использовала мотоциклетный силовой агрегат ИЖ Планета 2. Кузов получил цельнометаллическую конструкцию закрытого типа.
Пружины передней и задней подвески сменили торсионы с продольными рычагами. Независимую переднюю подвеску объединили с реечным рулевым механизмом. Транспортное средство получило гидравлические тормоза на всех колесах, настоящую автомобильную оптику, 12-вольтовую электрическую систему.
Сохранив концепцию двухместной мотоколяски с четырьмя колесами, модель СМЗ-С3Д стала абсолютно новым техническим решением.
По образу и подобию
Первая группа микромобилей, которые появились после войны, была подчёркнуто примитивной и максимально дешёвой. На эти машинки устанавливали моторы с одним цилиндром в 7,5 л.с. и рессорно-пружинные подвески. Вторая группа уже была условно нормальной и имела двигатели в два цилиндра и почти 10 л.с. Одним из примеров подобных автомобилей стал французский Mochet CM-125, который был похож на «выросшую» игрушку.
Мифы и факты о советской «инвалидке»
Крохотный автомобиль, тарахтенье которого можно было услышать в самых разных уголках страны в конце прошлого века, привлекал немало внимания и был прозван «инвалидкой». Несмотря на более чем скромные габариты и необычную внешность, нашедшую отражение в многочисленных фото, «инвалидка» выполняла важную задачу, являясь специальным транспортным средством, предназначенным для передвижения людей с ограниченными возможностями.
Пожалуй, именно эта особенность и стала причиной того, что рядовые автолюбители не имели должного представления о технической составляющей мотоколяски. В связи с этим рядовые граждане сильно заблуждались по поводу автомобиля «инвалидки», что послужило прекрасной почвой для появления большого количества мифов, идущих вразрез с существующими фактами.
Рычаги управления
Они по-настоящему уникальны, человек мог руками делать то, для чего все прочие используют 4 конечности. В дополнение к привычным нам рычагам инвалидная мотоколяска СЗД имела еще такие:
- Рычаг тормоза.
- Реверса.
- Кик-стартера.
- Сцепления.
- Акселератора (газ).
Ездить на мотоколяске было не очень комфортно.
Автомобильчик «чихал», трещал, плохо отапливался, гремел и мог развивать скорость не более 55 км/час. Пассажир мог быть только один, но все же от снега, непогоды и бездорожья люди были защищены. Длина мотоколяски – чуть больше 2,5 метра, а вес – около полутонны. В незабвенной «Операции «Ы»» актер Моргунов легко передвигает машину, то же самое мог повторить любой человек. С легкой руки прекрасного актера автомобильчик получил народное название «моргуновка».
Независимая передняя подвеска была объединена с реечным рулевым механизмом в единый узел
Кроме того, мотоколяска получила гидравлический привод тормозов на всех колёсах, 12-вольтовое электрооборудование и «автомобильную» оптику.
ПРАВДА. МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ОКАЗАЛСЯ СЛИШКОМ СЛАБ ДЛЯ С3Д
Советские водители недолюбливали «инвалидки» на дороге, ведь мотоколяска с неторопливым инвалидом за рулём замедляла даже редкий по нынешним меркам поток автомобилей.
Динамические показатели СМЗ-С3Д оказались невыдающимися, поскольку дефорсированный до 12 л.с. мотор ИЖ-П2 для 500-килограммового микроавтомобиля оказался откровенно слаб. Именно поэтому осенью 1971 года – то есть, уже через полтора года после начала производства новой модели – на мотоколяски начали устанавливать более мощную версию двигателя с индексом ИЖ-П3. Но и 14 «лошадок» не решали проблему – даже исправная «инвалидка» была громкой, но при этом крайне тихоходной. С водителем и пассажиром на борту и 10 килограммами «груза» она была способна разогнаться всего до 55 км/ч – и вдобавок делала это крайне неторопливо. Конечно, в советские времена иной подвыпивший владелец серпуховской машины мог прихвастнуть, что набирал по спидометру и все 70 километров, но…
УВЫ, ВАРИАНТЫ УСТАНОВКИ БОЛЕЕ МОЩНОГО ДВИГАТЕЛЯ (НАПРИМЕР, ОТ ИЖ-ПС) ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ НЕ РАССМАТРИВАЛИСЬ.
Мотоколяска СМЗ С-3Д Фото Двигатель Характеристики Видео
Пятилетний перерыв между окончанием выпуска С-3А и освоением СМЗ С-3Д официальная история Серпуховского завода объясняет строительством нового цеха. СМЗ — предприятие маленькое, оно не может позволить себе параллельно делать продукцию и осваивать новую. Новый цех потребовался, поскольку мотоколяска следующего поколения предполагала использование новых технологических процессов и уже не могла выпускаться в старом здании, начавшем строиться еще до Великой Отечественной войны.
И факт, и миф: зимой эксплуатация мотоколяски была невозможна
Отсутствие привычной для всех автолюбителей системы отопления в СМЗ-СЗД объяснялось установленным мотоциклетным двигателем. Несмотря на это, комплектация автомобиля предусматривала автономный бензиновый отопитель, что было характерно для автомобилей, оснащенных моторами с воздушным охлаждением. Отопитель был довольно капризен и требователен в обслуживании, однако позволял прогреть салон автомобиля до приемлемой температуры.
Отсутствие стандартной системы отопления было скорее преимуществом “инвалидок”, чем недостатком, поскольку избавляло владельцев от ежедневной необходимости в смене воды, поскольку в семидесятых годах прошлого века антифризом пользовались редкие владельцы “Жигулей”, в то время как на всех остальных транспортных средствах использовалась обычная вода, которая замерзала при низких температурах.
В теории автомобиль “инвалидка” подходил для эксплуатации в зимнее время года куда лучше, чем те же “Волги” или “Москвичи”, поскольку ее двигатель легко заводился, однако на практике оказывалось, что внутри диафрагменного бензонасоса образовывался мгновенно замерзающий конденсат, из-за которого двигатель отказывался заводиться и глох на ходу. По этой причине в холодное время года большинство людей с ограниченными возможностями не эксплуатировали СМЗ-СЗД.
Миф: мотоколяска выдавалась каждому инвалиду бессрочно и бесплатно
Стоимость СМЗ-СЗД на конец восьмидесятых годов составляла 1100 рублей. Органы соцобеспечения распространяли мотоколяски среди людей с ограниченными возможностями, причем предлагался вариант как полной, так и частичной оплаты. Бесплатно автомобиль выдавался только инвалидам первой группы: ветеранам Великой Отечественной войны, людям, получившим инвалидность во время службы в Вооруженных Силах или на производстве. Инвалидам третьей группы мотоколяска предлагалась по цене приблизительно в 220 рублей, однако требовалось простоять в очереди от пяти до семи лет.
Условия выдачи автомобиля «инвалидки» предполагали пятилетнее использование и одноразовый капитальный ремонт спустя два с половиной года с момента получения транспорта. Новый экземпляр инвалид мог получить только после сдачи предыдущей модели в органы Собеса. Но это в теории, на практике же оказалось, что некоторые инвалиды могли эксплуатировать несколько машин подряд. Бывали случаи, когда полученная «инвалидка» не эксплуатировалась на протяжении всех пяти лет ввиду отсутствия необходимости в ней, однако от подобных подарков со стороны государства люди не отказывались.
В водительском удостоверении человека с ограниченными возможностями, управлявшего до получения инвалидности автомобилем, вычеркивались все категории и ставилась отметка «мотоколяска». Для инвалидов, не имевших ранее водительских прав, были организованы специальные курсы, обучающие управлению мотоколяской. По окончании обучения им выдавалось специальное удостоверение особой категории, допускавшей к управлению только автомобилем «инвалидкой». Стоит отметить, что подобный транспорт не останавливался сотрудниками ГАИ для проверки документов.
С миру по нитке
Специально для машины-«инвалидки» в СССР не изобрели что-то нового на старте проекта, однако взяли старое и немного доработали. Двигатель, как уже упоминалось выше, был от мотоцикла «ИЖ-Планета». Подвеска была независимая, тормоза гидравлические. Подвеска была «снята» с «Фольксваген Жук».
Двигатель был дефорсированным. На нем поставили охлаждение, которого не было изначально. Также добавили стартер и генератор. Топливный бак увеличили. Так, из старого хлама с помощью различных доработок и усовершенствований получилось очень хорошее автомобильное средство.
Особенности
Еще пару десятилетий назад это очень необычное транспортное средство для инвалидов можно было увидеть только в отдаленных провинциях Союза Советских Социалистических Республик. «Инвалидка» — это прозвище, которое получил СМЗ С-3Д. Несмотря на то, что автомобиль был достаточно маленьким, а также несмотря на его простую и непрестижную внешность, он служил очень надежной машиной, выпущенной Серпуховским автозаводом. Первые такие машины выпускались еще в 1952 году. После окончания производства СМЗ на смену пришла С3А -«моргуновка», с открытым кузовом. И самое главное отличие ее от старой мотоколяски — это то, что она имела уже полноценно четыре колеса.
К ним предъявили много требований, которые не были воплощены, поэтому машина не пользовалась популярностью, и Серпуховский автозавод уже в шестидесятых годах прошлого века начал разработку новой инвалидной мотоколяски для людей. У С3А было много технических несоответствий, из-за этого инвалиды не могли водить такие машины вовсе. Стоит отметить, что в процессе этапа построения участвовали знаменитые инженеры и специалисты из компаний ЗИЛ, МЗМА и НАМИ. Когда вышла первая версия СМЗ-НАМИ-086, она не выпустилась в свет, однако производство над созданием легендарной «моргуновки» было продолжено. СМЗ С-3Д повезло, что она вообще вышла в продажу.
Мотор от мотоцикла СМЗ не был оборудован системой охлаждения сам по себе, а поэтому в мотоколяске не существовало печки, и зимой на ней ездить было очень холодно. Там была альтернатива, что-то вроде отопителя, однако он был достаточно слаб, но настроить его и сделать салон машины чуть теплее можно было. «Инвалидка» СМЗ С3Д техническими характеристиками не блистала, однако это и не нужно было в те времена.
Также, несмотря на то, что машина имела мотор с одним цилиндром, дизайн автомобиля и его конструкция были на достаточно высоком уровне. Передняя подвеска была объединена с рулем в единый узел, а это давало большую управляемость. А также привод тормозов был гидравлический, очень эффективный. СМЗ С3А — отличная машина для инвалидов.
Динамические показатели и скорость на СМЗ были очень плохи, так как с этим не справлялся мотор от мотоцикла в 12 л. с. Этого не хватает на пятьсот килограмм металла. С водителем и пассажиром эта машина разгонялась максимум до 55 километров в час по дороге общего пользования. Это намного меньше создавало аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий на дорогах Союза Советских Социалистически Республик. Тюнинга «инвалидки», как такового, не существовало.
Проходимость
По песку и разбитым асфальтам машина двигалась без труда, проезжала все кочки и почти не буксовала. Такое достигалось благодаря тому, что машина весила каких-то пятьсот-шестьсот килограмм. А также из-за того, что колесная база была короткой, а подвеска независимой. Самый большой минус — езда по снегу, так как там транспортное средство было легко занести, а выбраться, если вы застряли, было нелегко. Однако некоторые владельцы СМЗ «инвалидки» применяли расширенные диски на колеса, однако при этом срок службы шин уменьшался, так как они сильнее износились. Но контакт с дорогой сильнее, поэтому в северных регионах Союза Советских Социалистических Республик это хорошо помогало.
Истории авто, ставших легендой: автомобиль-мотоколяска СМЗ
Появление серийных образцов данной серии было поэтапным. Последняя модификация выпускалась вплоть до 1997 года. Почти полвека существования серии говорит об успешности этого гибридного средства передвижения. Родоначальником проекта можно считать трехколесный автомобиль-мотоколяску СМЗ С-1Л/С-3Л. Его расширенной версией стал СМЗ С-3А. Определенные технологические ограничения долгое время не позволяли Серпуховскому автозаводу добиться внушительных технических характеристик мотоколяски.
Автомобиль-мотоколяска СМЗ
Лишь в 1970 году с конвейера завода сошла новая модель, мотоколяска СМЗ С-3Д. Производство ее продолжалось до конца 20 века. История бренда СМЗ – пример упорного стремления сделать лучшее, имея ограниченные возможности.
СМЗ: что стоит за этими буквами
Серпуховский мотоциклетный завод создан в 1939 году постановлением Правительства СССР. В 1995 году завод становится основным и получает название Серпуховский автомобильный завод. Марка СМЗ упразднена в 2013 году.
…в то время как на поздних использовали более крупную оптику от грузовиков и сельхозтехники
Выдавали мотоколяску в пользование на пять лет с одним бесплатным капитальным ремонтом через два с половиной года после начала эксплуатации. Затем инвалид должен был сдать мотоколяску в органы Собеса, и после этого он мог претендовать на получение нового экземпляра. На практике отдельные инвалиды «откатывали» по 2-3 машины! Нередко бесплатно полученную машину не эксплуатировали вовсе или ездили на ней всего пару раз в год, не испытывая в «инвалидке» особой необходимости, потому что во времена дефицита от подобных «подарков» со стороны государства люди с ограниченными возможностями в СССР не отказывались никогда.
В некоторых регионах (например, на Украине) эту машину называли «жабкой». Возможно, из-за того, что многие автомобили окрашивались в зелёный цвет
МИФ. СМЗ-С3Д ЯВЛЯЛСЯ ПРИМИТИВНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
Большинство автомобилистов советской эпохи воспринимало «инвалидку» как убогое и отсталое технически изделие. Безусловно, одноцилиндровый двухтактный мотор, крайне упрощенный, но функциональный дизайн кузова с плоскими стёклами, накладные петли дверей и практически отсутствующий интерьер не позволяли относиться к мотоколяске как к современному и совершенному продукту советского автопрома. Однако по целому ряду конструктивных решений СМЗ-С3Д был весьма прогрессивным транспортным средством.
Электрическая схема
Включала 42 элемента, обеспечивавшие все необходимые автомобилю функции. Электрическая схема мотоколяски СЗД имела такие основные узлы:
- Аккумуляторная батарея.
- Генератор.
- Свеча зажигания.
- Фонари и свет «стоп».
- Реле-переключатели.
- Реле поворотов.
- Контрольные лампы.
- Фары и подфарники.
- Стеклоочиститель.
- Блок предохранителей.
Была даже такая роскошь, как подкапотная лампа. Имелись контрольная лампа – указатель нейтрального положения, штепсельная розетка, блок предохранителей, а также плафон в салоне. Панель приборов – мечта минималиста: спидометр, амперметр и показатель уровня топлива. Пуск двигателя можно было выполнять как ключом, так и рычагом кикстартера. В то время, когда половина автомобилей заводилась «кривым стартером» в любую погоду, возможность пустить двигатель из салона была невиданно комфортной.
Мотоциклетное наследие
Из-за того что СМЗ-С3Д оснащалась мотоциклетным силовым агрегатом, без жидкостной системы охлаждения, мотоколяска не имела привычной печки. Выход нашли, обратившись к опыту создателей «Запорожцев» (ведь на эти авто тоже ставили моторы с воздушным охлаждением). СМЗ-С3Д получила автономный бензиновый отопитель. И хотя его работа вызывала немало нареканий, со своими прямыми обязанностями он худо-бедно, но справлялся. А вот владельцы Инвалидок видели в отсутствии традиционной системы охлаждения лишь плюсы. Ведь им не нужно было каждый день заливать и сливать воду, как это делали владельцы почти всей продукции Советского автопрома в 70-х годах. В когорту «избранных» входили лишь владельцы Инвалидок да «Жигулей». Хозяева Волжских автомобилей ездили на привычном сейчас антифризе.
Еще одно достоинство планетарного силового агрегата заключалось в том, что он спокойно заводился при любой отрицательной температуре. Поэтому, когда «Москвичи» и «Волги» капризничали из-за морозов, СМЗ-С3Д весело тарахтел на всю улицу. А дальше… владельцу мотоколяски приходилось уповать на чудо, поскольку плюс в любой момент мог превратиться в минус. На холоде внутри диафрагменного бензонасоса оседал конденсат. Он быстро замерзал и, соответственно, двигатель глох, когда ему вздумается. И завести его уже можно было только после процедуры отогревания. Так что, большинство владельцев Инвалидок зимой предпочитали ездить на общественном транспорте и не рисковать.
Как ишак, везде проедет
Александр Блейзер (Молдова): «Движок от мотоцикла».
Flach Jakob (г. Кемптен): «Маленькая инвалидка — игрушка с ижевским двигателем».
Игорь Надвернюк (Украина): «Один номер, на заднем бампере. Как у мотоцикла».
Виктор Шевчук: «В 100 раз лучше мотоцикла, крыша над головой, печка! На рыбалку — милое дело».
Maks Dawydov (г. Ярославль): «СЗД-5, везде проезжает, самолёт»!
Андронов Геннадий: «Мы в 1982 году из мотоколяски такую лайбу слепили… настоящий болид»!
Serii Tom (г. Кривой Рог): «Это же народная БМП! Как их насиловали! А они, как ишаки, перли все и всех».
Олег Бойченко (г. Кишинев): «11 человек перевозил».
Zubrev Dmitry (г. Кривой Рог): «А на крыше баянист и бутыль самогона».
Коробка передач
Трансмиссия у СМЗ «инвалидки» состояла из главной передачи с дифференциалом и двумя полуосями, а также цепной передачи от двигателя к ней. Она имела реверс-редуктор, а это давало мотоколяске не одну, а даже четыре передачи заднего хода.
Несмотря на очень непонятный и уникальный внешний вид, мотоколяска имела целый ряд необычных для того времени решений инженеров: независимая подвеска всех трех колес. Изменить рулевое управление, сделать тросовый привод сцепления — все это было очень уникально по тем временам, и этим и отличалась машина от других. А особенно в практике строения «инвалидок» для мира это вовсе что-то новое.
Благодаря тому, что двигатель был сзади, ножные педали были заменены на рукоятки. В салоне было много места для ног водителя, так как педали были убраны. А это был плюс для парализованных людей.
Риски и недостатки
Мотоциклетный силовой агрегат имел воздушное охлаждение, поэтому автомобильная печка внутри салона изначально не была предусмотрена конструкцией. Для передвижения в зимнее время года использовался автономный бензиновый обогреватель, который не отличался надежностью и эффективностью.
Двигатель ИЖ-П2 мощностью всего 12 «лошадок» был слабоват даже для маленького транспортного средства весом 500 килограмм. Поэтому «инвалидка», несмотря на свою громкость, была крайне тихоходной и разгонялась очень медленно. Это обстоятельство особенно раздражало других участников дорожного движения, у которых машинка СМЗ-С3Д постоянно путалась под колесами, «разгоняясь» максимум до 50-55 км/час.
Данное транспортное средство в 80-х годах прошлого века стоило 1100 рублей. При этом, только инвалиды первой группы, прошедшие войну, пенсионеры Вооруженных сил с инвалидностью могли рассчитывать на бесплатное получение мотоколяски. Инвалиды третьей группы после ожидания в очереди 5-7 лет могли рассчитывать на приобретение мотоколяски за 220 рублей.
Инвалиды, не имеющие водительских прав, должны были получить специальное удостоверение, которое дает право управлять мотоколяской.
Ретро обзор: Мотоколяска СМЗ С-3Д
Мотоколяска СМЗ С-3Д занимает особое место в автомобильной истории. Она создавалась для людей с ограниченными возможностями и в полной мере устраивала многих инвалидов. Давайте познакомимся с ней поближе.
В Советском Союзе производились не только обычные легковушки, были и другие машины, и, надо сказать, далеко не красавцы. Официально их даже автомобилями-то не называли. Это мотоколяски для инвалидов. Они были спроектированы специально для людей с ограниченными возможностями.
В этой статье речь пойдет о продукции Серпуховского мотоциклетного завода – мотоколяске СМЗ С-3Д. Её производство началось в 50-е годы, когда страна активно восстанавливалась после войны. Инвалидов тогда было очень много, и появление такого транспорта подарило им в прямом смысле вторую жизнь.
В нашем ретро обзоре последняя модификация мотоколяски СМЗ с индексом С-3Д. В техническом плане она считалась самой продвинутой по сравнению с предшественницей СМЗ С-3А. Разрабатывали её долго. Параллельно в Серпухове строили новую производственную линию, и в июне 70-го года модель была запущена в серию.
Внешность у мотоколяски очень своеобразная, напоминает самоделку. По современной классификации это 2-х местное купе с задним приводом. Машинка маленькая не дотягивает 3 метров в длину, при этом весит почти полтонны. Нет никаких плавных линий, для украшения используется выштамповка.
Под капотом – маленький багажник-запаска. Двери – широкие, чтобы инвалидам было удобно пересаживаться с коляски. Петли на них, что примечательно, накладные. В кузов врезаны круглые фары и прямоугольные подфарники. Решетка для воздушного охлаждения находится сзади, где, собственно, и расположен мотор.
Это 2-тактный одноцилиндровый двигатель от мотоцикла ИЖ Планета 3. Его объём – 346 куб.см., максимальная мощность – 14 лошадиных сил. Движок работает на смеси 76 бензина и масла. Топливный бак находится тоже в моторном отсеке. Его объём – 18 литров.
Внутри всё по-спартански, интерьер, можно сказать, отсутствует. Торпедо сделано из металла, руль тонкий 3-спицевый, приборов минимум. В салоне тесно, посадка очень низкая. Чтобы тронуться с места, нужны определенные навыки. Управление полностью ручное, ножных педалей нет.
В движении мотоколяска С-3Д идет довольно мягко. Спереди и сзади – независимая торсионная подвеска с продольными рычагами. Все неровности дороги машина спокойно глотает. А вот двигатель слабенький. Его 14 лошадиных сил явно не хватает, чтобы тянуть полтонны. Максимальная скорость – 55 км/ч.
Производились мотоколяски СМЗ С-3Д очень долго – целых 27 лет. Распределялись в основном бесплатно через СОБЕС. В 90-е их сменил ВАЗ 1111 ОКА. Большинство машин с завода в Серпухове шло с ручным управлением. Но это был уже самый настоящий автомобиль.
Факт: мощности мотоциклетного двигателя было недостаточно
Советские автолюбители весьма скептически, а порой и вовсе негативно относились к мотоколяске, значительно замедляющей поток автомобилей.
Двигателя ИЖ-П2, дефорсированного до 12 лошадиных сил, для автомобиля весом почти 500 килограмм оказалось недостаточно, что сказалось на динамических показателях автомобиля. “Инвалидки” по этой причине с осени 1971 года начали комплектоваться более мощной версией силового агрегата, получившей индекс ИЖ-П3. Впрочем, установка 14-сильного двигателя проблемы не решила: обновленная мотоколяска была слишком громкой, оставшись при этом крайне медленной. Максимальная скорость автомобиля с десятикилограммовым грузом и двумя пассажирами составляла всего 55 км/час, причем динамика разгона была откровенно плохой. К сожалению, производитель не рассматривал вариант установки на автомобиль “инвалидку” более мощного двигателя.
Миф: СМЗ-СЗД — модернизированная версия «моргуновки»
У большинства автомобилей, выпущенных во времена СССР, было эволюционное развитие: к примеру, ВАЗ-2106 трансформировался из ВАЗ-2103, а на базе АЗЛК М-412 был разработан «сороковой» «Москвич».
Существенным отличием третьего поколения мотоколяски авторства Серпуховского завода было то, что создавалась она, по сути, на основе нового двигателя от Ижевского машиностроительного завода, и получила цельнометаллический кузов закрытого типа несмотря на то, что на первых этапах проекта в качестве материала предлагался стеклопластик. И в задней, и в передней подвеске торсионы с продольными рычагами заменили классические пружины.
С предшествующей моделью автомобиль «инвалидку» объединяет разве что только концепция четырехколесной двухместной мотоколяски, во всем остальном же СМЗ-СЗД является полностью самостоятельной конструкцией.
Именно поэтому СМЗ-С3Д следует считать самостоятельной конструкцией, которую с предшественницей объединяет разве что концепция – двухместная четырехколесная мотоколяска.
Цены и распространение
Ближе к концу существования СМЗ-С3Д стоил чуть более тысячи рублей. А распространяли мотоколяски по средствам органов соцобеспечения. Бесплатно СМЗ-С3Д выдавали инвалидам первой категории. Для людей со второй группой стоимость авто составляла 220 рублей. Правда, чтобы получить такую скидку требовалось ждать своей очереди, а она растягивалась на пять и более лет.
Интересно вот еще что: СМЗ-С3Д выдавали в пользование на пять лет, причем с одним бесплатным капитальным ремонтом. Его необходимо было пройти через два с половиной года после начала эксплуатации транспортного средства. Спустя положенный срок, инвалид сдавал мотоколяску и мог встать в очередь на новую.
Если человек до получения инвалидности не имел водительского удостоверения, он проходил специальные курсы, на которых его обучали управлять мотоколяской. Если же права были, то все открытые категории вычеркивались. Вместо них ставили отметку – «мотоколяска»
СМЗ-С3Д выпускались на Серпуховском предприятии фантастическим тиражом. Ежегодно с конвейера сходило более десяти тысяч Инвалидок. А в середине 70-х годов – примерно в два раза больше. Поэтому на двадцать семь лет производства (с 1970 по 1997 годы) было выпущено порядка двухсот тридцати тысяч мотоколясок СМЗ-С3Д и ее вариации СМЗ-С3Е (для управления одной ногой и одной рукой).
Это был рекорд, который уже вряд ли когда-нибудь будет побит. Ни одна из бывших республик СССР не производила транспортные средства для инвалидов в таком объеме.
Миф: для своего времени СМЗ-СЗД обладала слишком примитивной конструкцией
Для большинства автолюбителей «инвалидка» была слишком убогим и отсталым автомобилем. Относиться к мотоколяске как к современному транспортному средству не позволяла как ее техническая составляющая — двухтактный одноцилиндровый двигатель, так и внешний вид с плоскими стеклами, простым, но функциональным экстерьером и полным отсутствием интерьера как такового (последнее, кстати, отражено на многочисленных фото). Автомобиль «инвалидка», впрочем, по многим конструктивным решениям и уникальным характеристикам являлся вполне прогрессивным и в какой-то степени инновационным транспортным средством.
По меркам своего времени применявшийся в СМЗ-СЗД плоскопараллельный дизайн был весьма актуален. Автомобиль комплектовался независимой подвеской, двигателем с поперечным размещением, рулевым управлением реечного типа, объединенным с независимой передней подвеской, тросовым приводом сцепления, гидравлической тормозной системой, автомобильной оптикой и 12-вольтовым электрооборудованием, что было весьма неплохо для мотоколяски.
Инновационные технические решения
Техническая характеристика мотоколяски СЗД намного опередила свое время. Так, у каждого колеса была независимая подвеска. Такая конструкция появилась на советских автомобилях только через 20 лет. Более известна эта схема под названием «подвеска Макферсон», она же «качающаяся свеча». Каждое колесо имеет амортизаторную стойку, поэтому мотоколяске не были страшны ни рыхлый грунт, ни песок, ни камни, ни неглубокие ямы. Мотоколяска была идеальным средством передвижения на разбитых дорогах и по бездорожью.
Реечный тип рулевого управления тоже впервые был установлен на мотоколяске. Этот тип дает высокую жесткость. Проще говоря, реечным рулем легко повернуть колеса в критической ситуации, это безопасно и просто. После окончания поворота руль самостоятельно возвращается в исходное положение, а люфт никогда не возникает.
Тросовый привод сцепления – еще одно техническое упрощение. Не требуется ни гидроусилителя, ни масла, всего один трос – и диски сцепления разведены, прекращена передача крутящего момента с двигателя на колеса.
Конкурент
Уже в конце шестидесятых конструкторы и инженеры начали работать над мотоколясками с индексом СМЗ С-3Д. Они вышли в далеком 1970 году. Это было уже третье поколение машин для инвалидов. Машина очень сильно отличалась от других, ведь там стоял новый мотор от мотоцикла, намного мощнее и эффективнее. Также там был полностью закрытый металлический кузов. Вместо пружинной подвески применяли технологию с торсионами с рычагами. Это делало советскую «инвалидку» еще более уникальной.
Салон СМЗ-С3Д 1982 года выпуска
Вдобавок отсутствие традиционной системы охлаждения было не недостатком, а преимуществом машины, ведь владельцы мотоколясок были избавлены от мучительной ежедневной процедуры по заливке и сливу воды. Ведь в семидесятые годы на привычном для нас антифризе ездили редкие счастливчики, владевшие Жигулями, а вся остальная советская техника использовала в качестве охлаждающей жидкости обычную воду, которая зимой, как известно, замерзала.
Кроме того, «планетовский» двигатель легко заводился даже в мороз, поэтому потенциально «инвалидка» подходила для эксплуатации в зимнее время даже лучше, чем Москвичи и Волги. Но… на практике в морозную пору внутри диафрагменного бензонасоса оседал конденсат, который тут же замерзал, после чего двигатель глох прямо на ходу и отказывался заводиться. Именно поэтому большинство инвалидов (особенно пожилого возраста) в морозный период предпочитало не пользоваться собственным транспортом.
ПРАВДА. С3Д БЫЛ САМОЙ МАССОВОЙ ПРОДУКЦИЕЙ СЕРПУХОВСКОГО МОТОЗАВОДА
Как на и остальных советских заводах, в семидесятые годы в Серпухове наращивали темпы производства, улучшали количественные показатели и перевыполняли план. Именно поэтому завод вскоре вышел на новый для себя уровень, выпуская ежегодно свыше 10 000 мотоколясок, а в пиковые периоды (середина семидесятых) в год производили свыше 20 000 «инвалидок»! Всего же за 27 лет производства, с 1970 по 1997 годы, было выпущено около 230 тысяч СМЗ-С3Д и СМЗ-С3Е (модификация для управления одной рукой и одной ногой).
Воспоминания автовладельцев о СМЗ С-3Д — «инвалидка»
В простонародье эта модель двухместной мотоколяски хорошо запомнилась просто как «инвалидка». И причина этого очень проста — несмотря на ее очень простую внешность и маленькие размеры, СМЗ С-ЗД позволяла без труда передвигаться людям с ограниченными возможностями.
Обычно эти машины выдавались бесплатно гражданам, признанными инвалидами, но зачастую за рулем можно было встретить и вполне здоровых водителей, например, родственников людей с ограниченными возможностями.
Этот автомобиль был большой помощью для всех граждан, которым он предназначался, у остальных же эта маленькая машинка вызывала улыбку и, даже сейчас, вспоминая ее, в душе отзываются только теплые и добрые чувства. Воспоминания людей со всего бывшего СССР о СМЗ С-ЗД — это ностальгия по старым добрым временам. Это воспоминания о том, что это первый автомобиль, выпущенный для инвалидов и, безусловно, гордость нашего народа.
Вот, что люди говорят о ней:
Валера Каримов (г. Мукачево): «Инвалидам давали бесплатно. У нас соседка без обеих ног — и то ездила, все-таки ручное управление… А сейчас что»? Ричард Колосов (г. Вятка): «Разработана специально для людей с ограниченными возможностями. Выдавалась бесплатно». Владимир Баженов (г. Харьков): «Смарт» из СССР». Valerios Grigoriadis (г. Янница): «Инвалидка. Помню, один дед-инвалид на ней мороженое продавал в 70-х годах»…
И какие только названия не давали этой малышке — кофеварка, жабка, белочка, кто-то ее называл черепахой, кто-то зверь-машиной.
При взгляде на эту незатейливую машинку, невольно вспоминается и всеми любимое советское кино, где герои Никулина, Вицына и Моргунова в «Операции Ы или других приключениях Шурика» ездили как раз на ней.
Несмотря на довольно комичную внешность, проходимость у нее была на отличном уровне. Двигатель стоял от мотоцикла, а и в плане комфорта, она намного выигрывала — здесь была печка и крыша над головой, и, при желании, в нее могло влезть больше 10 человек.
Воспоминания ее современников это подтверждают:
Александр Блейзер (Молдова): «Движок от мотоцикла». Flach Jakob (г. Кемптен): «Маленькая инвалидка — игрушка с ижевским двигателем». Виктор Шевчук: «В 100 раз лучше мотоцикла, крыша над головой, печка! На рыбалку — милое дело». Maks Dawydov (г. Ярославль): «СЗД-5, везде проезжает, самолёт»! Андронов Геннадий: «Мы в 1982 году из мотоколяски такую лайбу слепили. настоящий болид»! Serii Tom (г. Кривой Рог): «Это же народная БМП! Как их насиловали! А они, как ишаки, перли все и всех». Олег Бойченко (г. Кишинев): «11 человек перевозил». Zubrev Dmitry (г. Кривой Рог): «А на крыше баянист и бутыль самогона»
Сейчас подержанную «инвалидку» купить вполне возможно. Но в каком техническом состоянии и с каким пробегом — это вопрос. Есть варианты за 35 000 — 40 000 рублей с пробегом до 3 000 км, а можно найти и варианты за 1 000 000 — 1 500 000 рублей с пробегом до 1 000 км. И в этом случае те, что дешевле, потребуют очень серьезного восстановления, более дорогие же вполне на ходу и в относительно приличном состоянии.
В итоге хочется сказать — делали все-таки в советское время на самом деле на века, и такая простецкая машинка, прозванная в народе «инвалидка», отличное тому подтверждение. Неказистая машина, но такую важную функцию выполняла и служила верой и правдой своим владельцам многие годы. Кроме того, стала неким символом советского времени, оставив в памяти людей самые теплые воспоминания.
В наше время «инвалидку» реально встретить скорее в компьютерной игре, чем на улице
И МИФ И ПРАВДА. ЗИМОЙ НА МОТОКОЛЯСКЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ЕЗДИТЬ
СМЗ-С3Д была оснащена мотоциклетным мотором. Как известно, он не имел жидкостной системы охлаждения, поэтому привычная по обычным автомобилям «печка» в мотоколяске отсутствовала. Однако, как и на Запорожцах, имевших моторы с воздушным охлаждением, для езды в холодное время года конструкторы предусмотрели автономный бензиновый отопитель. Он был довольно капризен, но позволял создать в салоне «инвалидки» приемлемую температуру воздуха – по крайней мере, плюсовую.
С запасом: с учетом реальных возможностей машины разметка спидометра сильно льстила водителю
МИФ. «ИНВАЛИДКУ» ВЫДАВАЛИ ЛЮБОМУ ИНВАЛИДУ БЕСПЛАТНО И НАВСЕГДА
СМЗ-С3Д в конце восьмидесятых годов стоил 1 100 рублей. Мотоколяски распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий, причем предусматривался и вариант частичной и даже полной оплаты. Бесплатно её выдавали инвалидам первой группы – в первую очередь, ветеранам Великой Отечественной войны, пенсионерам, а также тем, кто получил инвалидность на производстве либо во время службы в Вооруженных Силах. Инвалиды третьей группы могли приобрести её примерно за 20% от стоимости (220 руб.), но для этого необходимо было прождать в очереди около 5-7 лет.
Никулин, Вицын, Моргунов… Это другая история
Алексей Владимирович: «Как в фильме «Джентльмены удачи».
Вадим Токарев (г. Харьков): «Где этот чертов инвалид? Я – инвалид»…
Андрей Евгеньевич (г. Мариуполь): « Это «Смарт» из СССР. И на нём ездили Никулин, Вицын и Моргунов в фильме «Операция Ы или другие приключения Шурика».
Иван Братов (г. Сызрань): «Не, ребята, в том фильме другая «инвалидка» снималась», прежнего поколения. Пересмотрите на досуге фильм повнимательнее»…
Инвалидная мотоколяска СЗД: характеристики
Среди автомобилей есть экземпляры, овеществляющие собой историю общества. Одна из таких машин — мотоколяска СЗД как промежуточное звено между мотоциклом и полноценным автомобилем.
Ходовая часть
В паре с двигателем от «инвалидки» шла четырехступенчатая механическая трансмиссия с характерным для мотоциклов алгоритмом переключения скоростей: нейтраль располагалась между первой и второй ступенями, а включение передач было последовательным. Задний ход автомобиля осуществлялся благодаря реверс-редуктору, активируемому отдельным рычагом.
Подвеска автомобиля «инвалидка» независимая, торсионного типа, спереди с двухрычажной конструкцией, сзади — с одним рычагом. 10-дюймовые колеса оснащены стальными разборными дисками. Тормозная система представлена барабанными механизмами и гидравлическим приводом, подключенным к ручному рычагу.
Производителем указывалась максимальная скорость в 60 км/час, однако на практике мотоколяску можно было разогнать только до 30-40 км/час. Установленный на инвалидку мотор от мотоцикла нещадно дымил и был слишком громким, благодаря чему услышать мотоколяску можно было за несколько минут до ее появления в поле зрения. Комфортной поездку на таком автомобиле назвать сложно, однако его до сих пор можно встретить на дорогах в селах и провинциальных городах.
Плоскопараллельный дизайн по меркам своего времени был весьма актуален
- https://okuzove.ru/avto-fakty/invalidki-sovdepii.html
- https://somanyhorses.ru/avtotransport-dlya-invalidov-sssr-i-mira/
- https://FB.ru/article/390316/avtomobil-invalidka-godyi-vyipuska-avto-tehnicheskie-harakteristiki-ustroystvo-moschnost-i-osobennosti-ekspluatatsii
- https://dlobal.ru/smz-s3a-smz-s1l-smz-s3d-harakteristiki-fotografii/
- https://fishki.net/auto/2451191-avtomobily-motokoljaska-serpuhovskogo-avtozavoda-mify-i-fakty-o-smz-s3d.html
- https://toyota-chr2.ru/avto-rf/smz-mashina.html
- https://110KM.ru/art/glas-naroda-ob-invalidke-smzszd-smart-iz-sssr-ili-prosto-zhabka-129684.html
- https://AutoDmir.ru/articles/44229/
- https://quto.ru/journal/autorambler/skolko-let-stoyali-v-ocheredi-na-invalidku-v-sssr.htm