Все гениальное – непросто: тест-драйв военного ТПК ЛуАЗ-967

Содержание
- 1 Откуда оно взялось
- 2 Военные версии
- 3 Гражданские версии
- 4 Конструкция
- 5 Технологии от сумрачного советского гения
- 6 Луцкие амфибии
- 7 Транспортер переднего края
- 8 ЛуАЗ 967А
- 9 Детальный обзор ЛуАЗ 967 амфибия
- 10 Этапы проектирования
- 11 На ходу
- 12 Разработка автомобиля
- 13 Изделие N44 ЛУаз амфибия – «Маленький принц»
- 14 МОДИФИКАЦИИ
- 15 Офф-роуд
- 16 ЛуАЗ-967: технические характеристики
- 17 «НАМИ-032Г»
- 18 Мотор ЛуАЗ 967
- 19 Первые образцы
- 20 Попытка дальнейшего развития ТПК
- 21 «НАМИ-032С»
- 22 «НАМИ-032М»
Откуда оно взялось
В 50-е годы армейские аналитики решили, что бойцам нужен транспорт даже там, где враг конкретно рядом – то есть там, где солдат вообще-то передвигается короткими перебежками или ползком. Транспортер переднего края – так назвали эту технику, и название объясняет все. ×
Подвезти боеприпасы как можно ближе к огневой позиции, эвакуировать раненого буквально из-под огня, перебросить группу бойцов в обход каких-то важных и стремительных событий. Ну или как вариант – заполучить малозаметную тележку-носитель для монтажа тяжелого стрелкового вооружения: автоматического гранатомета, станкового пулемета, миномета и т. п. Естественно, предполагалось, что проехать такой многоцелевой транспортер должен был везде, где пробежит пеший солдат, соответственно, для него планировался полный привод, клиренс порядка 300 мм и высота при этом – всего около 0,7 м. Заодно машину решили сделать плавающей, что при ее габаритах казалась несложным.
Военные версии
Практически одновременно проектировались военная и гражданская версия автомобиля. И все версии отличались не только по названию. В каждой тестовой версии авто что-то дополнялось, изменялось, модифицировалось, автомобиль становился лучше по всем характеристикам, с каждой новой версией дорабатывались найденные недочеты автомобиля. История создания военной версии и гражданской также длинная и разнообразная. Сначала пойдет речь о военной версии.
Гражданские версии
Выше уже упоминалось, что изначально автомобиль разрабатывался только для военных целей, но было принято решение, что такая машина будет нужна в сельском хозяйстве, а также там, где отсутствует дорожное покрытие. Первый тестируемый автомобиль гражданской версии носил название «Огонек», а второй назывался «Целина».
- «НАМИ 049» — «Огонек»
- «НАМИ 049А» -«Целина»
Эти две тестовые версии были прототипами известного многим плавающего ЛуАЗа-969.
Проектирование «НАМИ 049» было начато в 1958 году. Много задач и идей было поставлено перед автомобилем. Его планировали применять для получения удоя от коров, в пожаротушении, для погрузочных целей, как скорую помощь, в качестве компрессора для дорожных работ. Но эти идеи остались зафиксированы лишь на бумаге, в жизнь они не были воплощены.
У «Целины», в отличие от «Огонька», был грузовой отсек. По размеру он был довольно небольшим, но его наличие — это уже существенный плюс.
Кузов автомобиля имел металлическое основание. Также металлическими были дверные стойки, рамка у лобового стекла и крепление, к которому крепился задний борт. Все остальное было сделано из стеклопластика для уменьшения веса автомобиля. И вес автомобиля составил 750 кг. Двигатель был установлен с мощностью 22 лошадиных силы. Развивал автомобиль скорость до 80 км/ч. Двигатель считался экономичным, и расход на 100 км составлял от 6.5 до 7 литров. Грузоподъемность автомобиля была 300 кг. Это то, что касается двигателя тестового «НАМИ 049», а у «НАМИ 049А» объем двигателя после доработок стал больше и мощность его составила 26 лошадиных сил при крутящем моменте в 4000 тысячи оборотов в одну минуту.
Привод автомобиля был передний, задний привод подключался при желании. Также в автомобиле была еще и блокировка дифференциала. Для условий бездорожья была предусмотрена дополнительная пониженная передача.
Клиренс автомобиля составил 300 мм. Благодаря такому дорожному просвету и своим внедорожным характеристикам автомобиль показал хорошую проходимость.
У «НАМИ 049» двигатель был расположен впереди.
Подвеска автомобиля была независимая. Амортизаторы — телескопические.
- Длина автомобиля составила 3600 мм
- Ширина — 1540 мм
- Высота автомобиля- 1700 мм
- Масса — 750 кг
- Грузоподъемность — 300 кг
- Двигатель — бензиновый
После всех тестовых версий и разработок Луцкий автомобильный завод выпускает уже многим известный автомобиль, который, как и все предыдущие версии, выходит не в одной модификации, но уже имеет другое название.
Конструкция
0
Источник:
История разработки ТПК была долгой и тернистой. Многолетний путь поисков и решений в конце концов привел к интересной и целиком логичной конструкции. Принятый на вооружение транспортер переднего края образца 1969 года, названный в итоге ЛуАЗ-967, получил герметичный корытообразный (прошу без обид!) кузов с вваренной в днище рамой.
Компоновка переднемоторная, но не классическая: продольно установленная V-образная «четверка» Мемз-966 (позднее – Мемз-968) постоянно приводит во вращение передние колеса. Крутящий момент на задний мост отбирается прямо от коробки передач, в которой, кстати, кроме четырех привычных «запорожских» ступеней имеется еще одна дополнительная – более низкая, чем первая, ее обычно называют пониженной. Включается эта «ползучая скорость» только после подключения заднего моста – вторым, коротким рычагом, торчащим из пола по центру кузова. Третий же рычаг, похожий на «ручник», блокирует задний межколесный дифференциал.
Впрочем, по свидетельству владельцев, гоняющих ТПК в реальной грязище (да и мой скромный опыт покатушек на ТПК ЛуАЗ-967 и «гражданском» ЛуАЗ-969), до блокировки «дифа» дело доходит редко. Но об этом чуть позже.
Подвеска транспортера полностью независимая, на поперечных торсионах и с индивидуальными для каждого колеса амортизаторами.
Вся упомянутая начинка плавающего вездехода скрыта под его палубой – даже пара пассажирских сидений ловко прячется под нее, образовывая ровную площадку с возвышающимся по центру водительским сиденьем (тоже, кстати, складывающимся).
Также в «трюме» помещены бензобак, все трубопроводы, аккумулятор и отсек для принадлежностей. С обратной, нижней стороны, днище машины гладкое – это большой плюс на воде. И кроме того, в сочетании с 285-миллиметровым клиренсом это серьезное дополнение к прочему внедорожному активу ЛуАЗика, например, в серьезной грязи. Впрочем, на некоторых экземплярах снизу можно найти выступающие такелажные петли для крепления машины к специальным платформам, применяемым при десантировании в воздушно-десантных войсках.
Капот, на который откидывается лобовое стекло, скрывает не только двигатель-«воздушник», но и набор различного вспомогательного оборудования. Так, тут размещено сразу два пусковых устройства для старта двигателя в сильные морозы. Одно – бензиновое, классического для Советской Армии «примусного» типа, рассчитанное на предварительный основательный прогрев двигателя.
Второе – нетипичной конструкции, с впрыском легковоспламеняющейся жидкости «Арктика» во впускной коллектор. Контейнеры-баллончики с этим спецсредством поставлялись с машиной в комплекте, их применяли для экстренного запуска промерзшего двигателя – например, по тревоге.
Еще под капотом есть такая специфическая штука, как насос для откачки воды, которая попадает в подполье при заплывах. Двигатель укомплектован дополнительным маслорадиатором с электровентилятором обдува. Согласно инструкции, его подключают при длительном движении груженого транспортера в тяжелых условиях, хотя на практике двигатель ТПК перегреть трудно.
Технологии от сумрачного советского гения
Если с точки зрения технической начинки ТПК выглядит вполне по-автомобильному, то с потребительскими качествами – специфика на специфике, нюанс на нюансе. То, что в наличии имеется только нижняя часть кузова – это еще полбеды. Штатный тент тоже простоват, он не предусматривает каких-либо боковин, простираясь только над головами и на месте задней стенки кузова.
Водительское сиденье стоит посередине платформы. Это затем, чтобы не нарушать центровку на плаву и чтобы по бокам от него можно было … лежать, причем сразу двоим! Ведь одна из основных функций транспортера – эвакуация раненых. Поэтому и двое носилок, укладываемых вдоль бортов, входили в «базовую комплектацию» плавающих ЛуАЗиков.
Еще двое бойцов могли сесть между носилок за спиной водителя, им от конструкторов машины полагался штатный коврик. На случай, если лежачих пассажиров не окажется, из пола на месте носилок хитрым образом выдвигаются два сиденья со спинками.
А вот еще одна поражающая воображение трансформация. Водительское сиденье складывается так, чтобы на нем тоже можно было лежать – на животе, точнее, грудью. Это для того, чтобы водитель мог рулить автомобилем из укрытия, не будучи легкой мишенью для стрелков. Вот и рулевая колонка тут имела «регулировку по высоте», то есть складывалась до почти горизонтального положения.
Как и у всякого серьезного внедорожника, у ЛуАЗ-967 есть лебедка. Но она предназначена не для самовытаскивания автомобиля, а – внимание! – для подтягивания раненого бойца под обстрелом. В комплекте с санитарной версией ТПК кроме пары носилок шел легкий формованный ложемент. На этих своего рода санках раненый боец, буксируемый тросом, «ехал» по полю боя к машине, стоящей в укрытии. Усилия лебедки в 150 кг мало для вытягивания застрявшей машины, да и выдвижной кронштейн троса слаб для этого.
Еще одному нешуточному «навороту» мог бы позавидовать любой современный «проходимец». Уникальность его не в уровне технологий, а напротив – в простоте и одновременно редкой многофункциональности. На бортах ТПК в заводской комплектации шарнирно подвешивали пару продолговатых панелей, которые сегодняшние фанаты офф-роуда назвали бы сэнд-траками.
Собственно, это они и есть, однако прочность их рассчитана не только на преодоление зыбучих песков, но и на проезд по ним над окопами, неровностями, а также – на выезд машины из водоема по болотистому берегу. В транспортном положении на кузове автомобиля эти трапики фиксировались в двух положениях. В верхнем они служили бортами, удерживающими груз, людей и лежащих на носилках раненых. А в нижнее их переводили, чтобы понизить силуэт машины на поле боя, а еще чтобы они не мешали грузить раненых и прочие тяжести. Для этой же цели, кстати, на машинах первых серий был сделан откидывающимся задний борт. Наконец, солдатская молва утверждала, что трапы эти также могли работать резервным бензобаком и вмещали в себя до 20 литров топлива. К сожалению, последнее утверждение проверить не удалось.
Наконец, едва ли не самое главное в ТПК: его конструкторы смогли гениально совместить сугубо военное предназначение уникальной машины с реалиями народного хозяйства. Мало того, что армейскую амфибию укомплектовали серийным мотором от «Запорожца», так еще создали на ее платформе популярный внедорожник для села ЛуАЗ-969 – недорогой, практичный и с такой же невероятной проходимостью. Разве что не плавающий. Мы как-нибудь сделаем и его тест-драйв тоже.
Луцкие амфибии
Но уже в 1968 году производством ТПК занялся Луцкий автомобильный завод. который начал массово выпускать ЛуАЗ-967. По большому счету, это был все тот же ЗАЗ-967, который лишь сменил название. Когда предприятие запустило транспортер в производство, его поступил на вооружение армии СССР. Военные могли задействовать машину и для санитарных нужд, и для боевых, и для личных. ЛуАЗ представлял из себя эдакого универсального солдата, способного и раненых с поля боя вывезти, и снаряды доставить, и командира с ветерком прокатить.
ЛуАЗ-967
Конечно, луцкие специалисты провели некоторые изменения над ТПК. Во-первых, они заменили четырехступенчатую коробку на пятиступенчатую. Во-вторых, оснастили транспортер водооткачивающим насосом, карданным приводом задней оси, фарой-искателем за ветровым стеклом.
Военным понравился ЛуАЗ, поэтому они отправили руководству завода предложение о превращении «девятьсот шестьдесят седьмого» из транспортера в полноценный внедорожник. По задумке армейских чинов он должен был не только уметь плавать, но и преодолевать участки суши, где нет ни дорог, ни направлений.
ЛуАЗ-967
Кроме этого, военные вовсю экспериментировали с вооружением машины. На нее ставили гранатометы, пулеметы и другое тяжелое оружие. Но этот путь оказался тупиковым. Дело в том, что ЛуАЗ-967 был слишком легким и маломощным, чтобы тащить на себе еще и огневую точку.
ЛуАЗ-967М
В 1972 году на заводе провели масштабную модернизацию ТПК. Боевые машины стали оснащать моторами на 40 л.с., двухконтурной гидравлической тормозной системой и электрооборудованием. Прокаченные машины получили название ЛуАЗ-967М.
Этот вариант, как показало время, оказался самым долговечным. На конвейере он находился вплоть до развала Советского Союза. А первая модернизация пришлась на начало 80-х годов. ТПК оснастили съемными тентами, убрав при этом и откидной борт, и лебедку. По дороге ЛуАЗ мог разогнаться до 75 км/ч, по воде его скорость не превышала 4 км/ч.
ЛуАЗ-967МП
Тогда же, то есть, в начале 80-х годов была представлена еще одна вариация ТПК – ЛуАЗ-967МП. Это был как раз полноценный внедорожник для разведывательных и патрульных миссий, которого так не хватало военным. Соответственно, носилки для раненых были сняты, а их место заняли радиостанция и боекомплект. Но серийным 967МП стать не получилось. В середине 80-х страна встала на рельсы перестройки и было непонятно, куда они выведут. Поэтому на Луцком предприятии, в основном, производили ЛуАЗы-976МП. Вплоть до 1991 года.
Транспортер переднего края
Смотря на детище, появившееся в результате совместных усилий конструкторов НАМИ и ЗАЗ, о внешней красоте машины даже мыслей не возникает. Но то, что автомобиль ЛуАЗ-967 обладает выраженной нетривиальностью с претензией на уникальность – это точно.
ЛуАЗик, как и его прототип, имел полный привод: передний – основной, задний – подключаемый. КПП – четырехступенчатая, с одной-единственной понижающей передачей. Подвеска – торсионная, независимая. Для повышения проходимости имелась блокировка заднего дифференциала. В передней части предусматривалась лебедка, способная развить тяговое усилие до 200 кг. Предназначалась она не для оказания самопомощи при застревании машины, как на других внедорожниках, а для вытаскивания на носилках-волокушах раненых солдат с поля боя. Длина троса составляла 100 метров.
К тому же совершенно плоское днище автомобиля являлось дополнительным подспорьем в преодолении воронок от снарядов и рытвин. Что не очень получалось у ГАЗ-69, то и дело «садящегося» на мосты.
Таким образом, конструкторы с поставленной задачей прекрасно справились, у них получился компактный и легкий ТПК (транспортер переднего края). Кроме того, ЛуАЗ-967 мог служить платформой, на которую можно было поставить различное вооружение: пулеметы, гранатометы и даже противотанковые установки.
ЛуАЗ 967А
Еще одна усовершенствованная военная версия. От предыдущей версии отличается другим двигателем. Также были кузовные изменения у транспортера.
Детальный обзор ЛуАЗ 967 амфибия
Рассматриваемый автомобиль оснащен минимальными конструкционными новшествами, при этом легко преодолевает крутые подъемы и труднопроходимые участки. Среди особенностей ЛуАЗ 967 амфибия можно выделить следующее:
- Вмонтирована новая панель приборов и усиленные лонжероны;
- Четырехступенчатая КПП с возможностью активации пониженной ступени для преодоления сложных маршрутов;
- Отбрасываемое водительское кресло и опускающийся рулевой узел с приборной панелью;
- Круглые фары сзади, откидной фонарь-искатель, опускающийся лобовик;
- Штатный водооткачивающий насос и система тормозного привода барабанного типа с одним контуром;
- Отбрасывающийся задний борт.
Автомобиль оснащен минимальными конструкционными новшествами, при этом легко преодолевает крутые подъемы и труднопроходимые участки
Внешне модель ЛуАЗ 967 ТПК напоминает легкий грузовик, созданный на основе ЗАЗовской версии. Первое впечатление от экстерьера машины может оказаться обманчивым. Несмотря на кажущееся сходство с прошлыми «луазиками», этот автомобиль относится к полунесущим конструкциям, так как вся нагрузка приходится на панель пола.
Серийное производство рассматриваемого автомобиля производилось на Луцком автомобильном заводе с 1975 по 1989 гг. Среди вариаций можно отметить стандартную версию 967, 967-М, 967-МП. Наиболее популярная версия представлена на фото.
Среди вариаций можно отметить стандартную версию 967, 967-М, 967-МП
Амфибия в свое время пользовалась сумасшедшим успехом. Во-первых, специальная система рулевого управления позволяла при обстрелах двигаться под управлением водителем в лежащем состоянии, при этом роль педали газа играла ручная дроссельная заслонка. Во-вторых, торсионная независимая подвеска давала возможность конструктивно соединить жестко коробку переключения передач и задний мост (через редуктор). Передний привод оставался неотключаемым. Фронтальная часть амфибии оснащалась лебедкой, дополнительную надежность машине придавало отсутствие карданных шарниров. Лебедка поставлена с расчетом вытягивания не самого авто, а раненных с поля боя на специальной пластиковой волокуше.
Силовой агрегат
Технические характеристики мотора ЛуАЗ 967 приведены в таблице:
Этапы проектирования
До того как ЛуАЗ был выпущен таким, каким его знали, прошло немало времени. Долгие этапы проектировки, разработки и тестирования автомобиля были за спинами его разработчиков. Над идеей трудилось много людей, и до того, как машины была запущена в серийное производство, было изменено много технических решений в создании автомобиля. Была не одна тестовая версия автомобиля.
На ходу
Чтобы ехать в ТПК, нужно перво-наперво понимать, зачем это тебе нужно. А нужно, чтобы не идти пешком, причем там, где и пройти-то невозможно. И все, больше никаких желаний типа мягких сидений, отопителя, крыши, дверей и прочих глупостей. Если себя настроить таким образом, транспортер переднего края ЛуАЗ-967 будет воспринят вами правильно, даже если вы не сержант ВДВ.
Посадка за рулем конечно, необычна, но не так страшна, как может показаться. Ноги держу в стороны, потому что между колен торчит два рычага плюс внизу тоннель трансмиссии. Но ступни стоят в специальных нишах-углублениях, поэтому колени согнуты меньше, чем на «Виллисе», который мы тестировали в прошлом году, и особых неудобств нет.
Педали нажимаются легко, реакции на нажатия не особо четкие, но акселератор отзывчивый и вперед машина бежит для своей внешности резво. Коробка – с типичным советско-джиперским характером: передачи находятся легко, но включаются с тугим щелчком.
А вот руль – настоящий аттракцион. Точности в нем мало, он легкий и «растянутый», но ощущения отчасти картинговые, поскольку сидишь на продольной оси машины, к тому же низко. Рулить интересно, особенно на скорости. На сухопутной версии ТПК – гражданском ЛуАЗ-969 – все совсем не так. Там ты сидишь ближе к носу и выше на 10 сантиметров, вместе с мотором и длинным капотом нависаешь над передней осью, и все реакции получаются с заметной задержкой.
Да, насчет скорости – не нужно иронизировать. Паспортная максимальная скорость 80 км/ч для этой камуфлированной платформы – просто третья космическая, потому что уже после 50-60 км/ч ощущения экипажа приближаются к экстремальным.
Разработка автомобиля
На серийное производство автомобиль был поставлен в 1961 году. До этого времени была его долгая разработка. Ведь автомобиль должен был получиться в результате не только водоплавающим, малогабаритным, проходимым, но и у него должна была быть особенность — рулевая колонка, которая откидывается. И эта колонка, как и водительское кресло, должны были быть расположены по центру машины спереди. Именно такая конструкция могла позволить водителю в критической ситуации, например, если машина попала под обстрел, производить управление автомобилем в лежачем положении.
Под руководством Б.М. Фиттермана в НАМИ происходила разработка плавающего внедорожника.
Изделие N44 ЛУаз амфибия – «Маленький принц»
Транспортёр переднего края (ТПК), гражданское обозначение ЛуАЗ-967 — полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности. Был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также установки отдельных видов вооружения. Серийно производился на Луцком автомобильном заводе примерно с 1965 по 1975 (967, 967А) и с 1975 по 1989 год (967М).
Транспортёр, отличающийся очень малыми габаритами, имеет водонепроницаемый корпус, в передней части которого расположен двигатель МеМЗ-967. Характерной особенностью автомобиля является откидная рулевая колонка, смонтированная, как и сиденье водителя, по центру машины. Такая конструкция рулевой колонки позволяет водителю при необходимости управлять автомобилем в полулежачем положении. В годы Корейской войны (1949—1953) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненых с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов и других аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ — «малый автомобиль водоплавающий»).
Разработка такого автомобиля началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана и Ю. А. Долматовского в составе А. Е. Оксентьевича, В. А. Миронова, Ф. Г. Хайдукова, М. М. Бахмутского, В. Н. Степановой, Н. В. Лагуненок и других специалистов.
Первый опытный образец НАМИ-032Г был собран в конце 1956 или самом начале 1957 года, он имел двухцилиндровый мотоциклетный двигатель М-72 (по другим данным — МД-65, отличавшийся верхним расположением клапанов) производства Ирбитского завода, стальное несущее основание и стеклопластиковый кузов. Подвеска — продольно-рычажная на пластинчатых поперечных торсионах. Трансмиссия обеспечивала постоянный привод на передний мост и возможность подключения заднего, межосевой дифференциал отсутствовал, так как машина предназначалась преимущественно для внедорожной эксплуатации. Для увеличения дорожного просвета и повышения крутящего момента на колёсах были применены закреплённые на концах рычагов подвески колёсные редукторы. Все трансмиссионные агрегаты объединялись друг с другом трансмиссионной трубой в единый герметичный блок, от которого отходили также герметизированные в местах выхода из картеров главных передач полуоси.
Испытания выявили недостаточные мощность и тяговые качества двигателя, а также ряд дефектов в конструкции агрегатов трансмиссии. Кроме того, пластмассовый кузов оказался неприемлемо хрупким, в особенности с учётом возможности десантирования с парашютом.
К 1961 году была разработана техническая документация и собраны прототипы модификаций НАМИ-032С (стеклопластиковый кузов) и НАМИ-032М (цельнометаллический кузов), также с мотоциклетными моторами. На них подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте за счёт замены пластинчатых торсионов более живучими коваными. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с ранеными. Гребной винт отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше. Впоследствии данное направление работ было передано на Запорожский автомобильный ).
К 1965 году запорожскими конструкторами на базе конструкции НАМИ-032М был создан прототип автомобиля-транспортёра ЗАЗ-967. Этот автомобиль всё ещё комплектовался мотоциклетным двигателем, однако в его конструкции была предусмотрена возможность использования двигателя от выпускавшегося в Запорожье микролитражного автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец», V-образного четырёхцилиндрового с воздушным охлаждением, значительно более мощного, тяговитого и долговечного. После ряда доработок конструкция была передана для серийного производства на Луцкий автомобильный завод, где производилась под наименованием ЛуАЗ-967.
«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» — известная фраза Антуана де Сент-Экзюпери из посвящения к его книге «Маленький принц» послужила основой концепции в проекте ЛУаЗ амфибия «Маленький принц», когда по заданию заказчика потребовалось построить прогулочный автомобиль с многоцелевым использованием, выйдя за рамки привычного применения данного внедорожника-амфибии. Помимо эксплуатации на дорогах общего пользования и преодоления водных преград, планировалось использовать его как тягач для буксировки необычной машины. Машина, которая может строить песчаные замки и для которой нет водных преград. Этот необычный агрегат мы назвали «Смирновец». Он с легкостью может перемещать тонны мокрого песка, причем двигаться за буксиром он может и по водной глади с помощью быстросъемных понтонов, имея положительную плавучесть. Поначалу данное техническое задание вызвало небольшое недоумение, но понимание пришло после некоторого разъяснения, что данный объект является оригинальным подарком для человека, пожелавшего попробовать свои силы в довольно популярном сегодня направлении искусства – «постройка песчаных скульптур и замков». Многие наверняка успели побывать на фестивалях «песчаных скульптур», которые ежегодно проводятся в красивейших уголках нашей страны и не только.
Тягач для этого необычного тандема был найден в Ленинградской области у энтузиаста, который использовал его для рыбалки на Суходольском озере. Данное ТС было в достаточно неплохом состоянии, но требовалось провести полное техническое обслуживание и кузовной ремонт из-за большого количества вмятин на днище. После появления его в стенах КБ и полной дефектовки стало понятно, что для приведения его в состояние «Show CARS» потребуется произвести большой фронт восстановительных и ремонтных работ. Также заказчик утвердил большое количество доработок, в перечень которых вошли следующие пункты:
- увеличение грузоподъемности на плаву (требовалось поднять высоту бортов);
- буксировка плавающего экскаватора массой более 350 кг (требовалось установить более мощный двигатель и ТСУ);
- обеспечение комфортной эксплуатации в ночное время, а также наблюдение за подводной обстановкой вокруг амфибии на воде (требовалось установить светодиодную оптику);
- передвигаться по песчаному и илистому грунту (установка специальных шин);
- орентирование на местности (установка навигатора GARMIN с возможностью подключения эхолота);
- привлечение внимания окружающих на фестивалях (нанесение винтажной расцветки «милитари»).
После завершения проекта «Маленький принц» и передачи такого необычного тандема заказчику мы узнали, с его слов, что появление ТС вызвало шквал положительных эмоций у друзей и знакомых того, кому был предназначен это эффектный и необычный подарок.
Технические характеристики:
- Длина, мм – 3682;
- Ширина, мм – 1712;
- Высота, мм – 1580;
- Масса, кг – 1350;
- Максимальная скорость, км/ч – 75(90);
- Грузоподъемность, кг – 400;
- Двигатель – бензиновый;
- Объем двигателя, см3 – 1200(1500);
- Мощность, л.с. – 40(75);
- Кол-во цилиндров – 4;
- Клиренс, мм – 285;
- Годы выпуска –1965-1989;
- Тираж – порядка 50000.
МОДИФИКАЦИИ
- ЛуАЗ-967А
— от базовой модели отличался рядом усовершенствований и новым двигателем МеМЗ-967А большей мощности. - ЛуАЗ-967М
— усовершенствованный вариант модификации ЛуАЗ-967А с тем же двигателем и его модификациями, отличался от предыдущей модели электрооборудованием, унифицированным с автомобилями УАЗ, гидравликой, унифицированной с автомобилями Москвич. Годы выпуска: 1975 — 1988[1]. После создания производственного объединения «АвтоЗАЗ», в состав которого некоторое время входил Луцкий автозавод, гражданский вариант выпускался также под маркой
ЗАЗ-967М
.
Офф-роуд
На бездорожье ТПК по-настоящему злой: в этот день я не нашел такого пространства, которое он не смог бы преодолеть. Жутковатую смесь грязюки и талого снега, по которой было нелегко идти ногами в рыбацких бахилах, он не посчитал за препятствие. Несмотря на свой неуклюжий вид, вездеход легко и долго шел по этому месиву на «всех четырех» и пониженной, не проваливаясь глубоко, уверенно перемалывая зубастой резиной все, что оказывалось под колесами.
Я сидел один посреди пустой платформы ТПК, держал двигатель «на ровном газу» и совершенно спокойно продвигался вперед. Хорошо, что я не видел колеи, которые оставались позади – глубокие, развороченные, они выглядели просто устрашающе и вполне могли бы быть приписаны его величеству УАЗу.
Когда консистенция «дороги» стала пожиже, мне показалось, что ТПК начал временами ползти по грунту гладким брюхом. Впрочем, на скорости движения это никак не отразилось, колеса все также не торопясь цеплялись за грунт, а мне пришлось лишь прибавить газу. Тут уже я, страхуясь, заблокировал задний межколесный дифференциал, хотя чего-чего, а опасной для таких условий пробуксовки колес я не ощущал.
На ровной гладкой поверхности, в мокрых обледеневших колеях все наоборот: незагруженная машинка обозначила чрезмерный крутящий момент на колесах. Транспортер начинал яростно буксовать всеми четырьмя, нервно реагируя на нажатие акселератора, когда я старался резко набрать скорость. Понятно, что с полной нагрузкой картина была бы иной, но вопрос решился по-другому. Достаточно просто включить передачу повыше, оставив активированным также режим 4х4.
Еще одно интересное ощущение: барахтаясь в грязи и ледяных лужах, было не страшно завязнуть. Казалось, случись такое, можно будет вдвоем-втроем оттащить легкую машинку на более ровное место, снова прыгнуть за руль и продолжить движение. Конечно, ТПК не такой уж легкий (930 килограммов), но самая главная правда в другом – я почти уверен, что засадить такую машину можно только специально.
ЛуАЗ-967: технические характеристики
- Габариты амфибии (мм) – 3682х1712х1580.
- Колесная база (мм) – 1800.
- Масса снаряженная (кг) – 950.
- Масса полная (кг) – 1350.
- Клиренс (мм) – 285.
- Мощность мотора (л. с.): при объеме 0,9 литра – 27, при 1,2 литра – 37.
- Объем бензобака (л) – 68.
- Предельная шоссейная скорость (км/ч) – 75.
- Скорость на воде (км/ч) – 3.
- Тормозная система – барабанная на обеих осях.
- Размер шин – 5,90 – 13 дюймов.
- Крутизна преодолеваемого подъема – до 58%.
- Высота платформы (мм) – 800.
«НАМИ-032Г»
Самая первая версия военного автомобиля имела название «НАМИ-032Г». Это был самый первый тестовый образец и выпущен он был в 1956-1957 гг. Но конструктивно это была еще не та машина, которая стала позже выпускаться на автозаводе. Материал стеклопластик служил основой кузова. В те времена Ирбитский завод занимался производством двигателей и на «НАМИ-032Г» был поставлен слабый двигатель. Мотор был двухтактный «МД-65», мощность двигателя 22 лошадиных силы. На испытаниях «НАМИ-032Г» потерпел ряд неудач. Когда автомобиль сбросили с парашютом, то кузов треснул, к тому же двигатель был слаб, и цели, поставленные перед автомобилем, невозможно было реализовать с такой малой мощностью. Поэтому было принято решение об изменении технических характеристик автомобиля, а также о том, что материал кузова должен быть совершенно другим. Данная версия предназначалась только для бездорожья, поэтому у автомобиля отсутствовал межосевой дифференциал.
Мотор ЛуАЗ 967
Тип мотора | Карбюраторный МеМЗ |
Рабочий объем | 887 куб. см |
Мощность (л. с) | 30-40 |
Число оборотов/крутящий момент (об/мин) | 5600/3000 |
Расход топлива (л/км) | 10/100 |
Мах. Скорость (по трассе/на плаву), км/ч | 75/3 |
Тип горючего | Бензин Аи 92 |
Технические характеристики мотора ЛуАЗ 967
Трансмиссия, габариты и прочие характеристики
Сцепление амфибии скопировано от автомобиля ЗАЗ. Устройство сконструировано таким образом, что на передние колеса подается постоянный привод, а задний мост можно активировать путем переключения рычага, расположенного возле ручки коробки передач. По воде передвижение осуществляется за счет вращения колес.
В таблице представлены прочие характеристики
Первые образцы
Первую опытную машину НАМИ-032Г собрали в 1956 году. Над ее конструкцией работала группа института НАМИ, которую возглавлял Б.М.Фитерман.
Кузов образца был изготовлен из стеклопластика со стальным основанием. Двигатель – двухтактный, мотоциклетный мощностью в 22 л.с. Подвеска – торсионного типа, продольно-рычажная. Конструкция трансмиссии предусматривала неотключаемый передний мост, с возможностью задействования заднего. Так как эксплуатировать машину в основном планировалось в условиях бездорожья, то межосевой дифференциал не устанавливался. Все узлы трансмиссии были объединены в единый водонепроницаемый блок.
Испытания автомобиля показали, что пластиковый кузов не обладал достаточной прочностью, особенно если брать в расчет то, что его планировалось применять в десантировании с самолета. Да и мощности мотора явно не хватало для полноценного использования машины.
В 1961 году был собран прототип НАМИ-032-М, с цельнометаллическим кузовом. Подвеску усилили коваными торсионами, заменив ими ранее устанавливаемые пластинчатые. Такое обновление позволяло сбрасывать машину с парашютом. А вот двигатель на автомобиле оставили прежний, так как на тот момент альтернативы ему не нашли. И лишь после того, как всю техдокументацию для дальнейшей работы над машиной передали Запорожскому автозаводу, к 1965 году его инженерами был собран полноценный автомобиль-транспортер ЗАЗ-967, конструкция которого предусматривала использование двигателя от серийного ЗАЗ-965 («Горбатый Запорожец»), который был мощнее и надежнее своего предшественника.
В итоге после доработок транспортер был передан на Луцкий автозавод для серийного производства. С конвейера машина начала сходить под индексом ЛуАЗ-967.
Попытка дальнейшего развития ТПК
После удачной реализации проекта НАМИ–032-М (ЛуАЗ-967) конструкторы института решили продолжить развитие линейки транспортеров переднего края.
В 1989 году ими был разработан и собран опытный образец ТПК – НАМИ-0281, в котором было воплощено все, чего не хватало его предшественнику: и крупные колеса, с хорошим пятном контакта с дорогой, и водяной движитель, и даже регулировка давления в шинах. При этом он был гораздо вместительней ЛуАЗика.
Однако такое развитие привело к тому, что новая машина стала больше подходить под определение БРДМ, а не транспортера, способного скрытно и маневренно передвигаться в условиях боевой обстановки. В результате дальнейшее развитие этого проекта остановилось.
«НАМИ-032С»
Третья версия отличалась от предыдущей. Капот был выше, и рулевая колонка проходила над ним. Колеса стали больше, 15 дюймовые шины давали надежду, что автомобиль не будет застревать и буксовать, как было со второй серией. Но в этой серии снова были применены неудачные решения, и элементы кузова многие были сделаны из стеклопластика, это было провальное решение, и после испытаний также оказалось, что не только идея с кузовом провальная, но и идея о постановке мотоциклетного двигателя оказалось также неудачной.
В 1962 году «НАМИ» передало всю документацию Запорожскому автозаводу. И было построено еще 3 серии, которые имели название ЗАЗ-967. У этого ЗАЗа был еще мотоциклетный двигатель, и после многих доработок производство данного автомобиля на базе «НАМИ-032М» было передано на известный Луцкий автомобильный завод. И началось серийное производство автомобиля под названием ЛуАЗ-967.
«НАМИ-032М»
Это была вторая версия военного плавающего ЛуАЗа. Он имел похожие параметры с первой машиной и был настоящим армейским внедорожником. Лобовое стекло автомобиля откидывалось вперед. У автомобиля была наклоненная рулевая колонка. Кузов был с низкими бортами. Спереди автомобиля располагались фары. По бокам были закреплены металлические трапы для преодоления ям, рытвин и неглубоких канав, песчаных дюн и прочих неровностей, где может застрять автомобиль. На капоте имелась зафиксированная лебедка. Масса ТПК была 650 кг, грузоподъемность 500 кг. Длина авто была 3 метра 30 см. Мог развивать скорость до 60 км/ч, запаса топлива хватало на 250 км. Как видно по фото, ЛуАЗ плавающий имел суровый вид.
Но в 1959 году машина прошла ряд испытаний в Подмосковье, где было выявлено много недочетов и недоработок. И это привело к созданию третьего поколения автомобиля.
- https://fishki.net/auto/1863072-test-drajv-voennogo-tpk-luaz-967.html
- https://FB.ru/article/387003/luaz-plavayuschiy-tehnicheskie-harakteristiki-opisanie-s-foto-osobennosti-ekspluatatsii-i-remonta-otzyivyi-vladeltsev
- https://k-SportRacing.ru/zagran-avto/voennyj-luaz.html
- https://quto.ru/journal/autorambler/voennye-amfibii-zaza-i-luaza.htm
- https://www.syl.ru/article/299163/luaz—tehnicheskie-harakteristiki-tyuning
- https://ZaphastiVaz.ru/zarubezhnye-avtomobili/zaz-amfibiya.html
- https://gruzavtoperevozki.ru/luaz-967