ВАЗ-1111 «Ока»: машина, которой не хватило совсем чуть-чуть, чтобы стать «народной»

«Ока» на рубеже эпох

Работа над сверхкомпактным автомобилем началась еще в 1970-е годы прошлого века. Что интересно, инженеры трудились над новой моделью по собственной инициативе, а не из-за решения «верхов». Но та машина, получившая название ВАЗ-Э1101, не получилась, то и дело появлялись все новые и новые проблемы. Но проект, так или иначе, не умер. Документацию в течении следующих лет отправляли по разным заводам Советского Союза. И так продолжалось до 1982 года, когда Минавтопром заявил о необходимости создания сверхкомпактного автомобиля для инвалидов. И эту обязанность поручили Волжскому предприятию.

В 1988 году появился ВАЗ-1111 «Ока». Причем производство было налажено не только на Волжском заводе, к делу подключили еще Серпуховское автомобильное предприятие, а также завод малолитражек в Набережных Челнах. 

По факту, «Оке» не везло с самого рождения. Она появилась в тот момент, когда Советский Союз уже вовсю пытался встать на рельсы «перестройки». И соответственно, экономический кризис, разгоравшийся в умирающей стране, мощно ударил по новой модели. Довести ее до ума в тяжелых условиях банально не получилось. И поэтому, появившись, она вызвала двоякие чувства. С одной стороны, это был действительно нужный народу автомобиль А-класса, которых до этого в СССР не делали. С другой, многочисленные минусы ставили под сомнение необходимость приобретения данной модели.

История ВАЗ-1111 - Каменный лес Stone Forest

Судьба «Оки»

Хотя попытки осовременить «старушку» предпринимаются, успехом они не заканчиваются. Одной из наиболее радикальных попыток была «Электро-Ока», выпускаемая малым тиражом в начале нулевых. По отзывам, этот электромобиль — хорошее решение для плавной и спокойной езды, но и при плотном городском трафике тоже показывает себя хорошо, однако, как и в обычном авто, чем быстрее едешь и быстрее разгоняешься, тем меньше общий пробег без подзарядки (запас хода при скорости 40 км/ч — 120 км, а при езде по городу — 80-90 км). А вот багажника в «Электро-Оке» нет, ведь его заняли аккумуляторы.

Ока АвтоВАЗ малолитражка

По городу

В городском режиме расход топлива «Оки» составляет от 5 до 7 литров, а сам автомобиль показывает себя в городе отлично. Машина хорошо управляемая (если ее не перегружать) и экономичная, практически везде можно найти место для парковки: там, где не влезет полноразмерный легковой автомобиль, «Ока» войдет без проблем.

Но вероятно, возраст автомобиля берет свое. Чем он старше, тем шумнее становится в салоне, однако, если хочется ездить с чуть большим комфортом, можно сделать дополнительную шумоизоляцию. На передних сиденьях посадка комфортна даже для людей с ростом выше среднего, однако педали снесены правее, чем стандартное расположение в легковом автомобиле: для привыкшего к обычному расположению водителю сцепление будет аккурат под правой ногой.

Еще один недостаток — печка. Ее тепла хватает только для людей на передних сиденьях.

Часть недостатков со временем была устранена на производстве: в моделях старше 1900 года появился и отопитель заднего стекла, и тканевые вставки на сиденьях, и полочка на багажнике.

В 1996 году появилась модификация «11113». Двигатель ее был уже 750 «кубиков», а мощность — 36 л.с. По сравнению с предшественницами она была более динамичной и экономичной: расход топлива «Оки» (ВАЗ-11113) этой модификации составляет 6 л на 100 км (городской режим), чему способствовала меньшая рабочая частота вращения.

В 1999 году было изготовлено двадцать восемь тысяч таких машин, а годом позже готовилось к выпуску еще тридцать две тысячи единиц техники. Рост производства значительно ограничивается поставками с «АвтоВАЗа» различных комплектующих.

расход топлива ваз 1111 ока

Проблемы авто

Минусы бросались в глаза сразу. Внешний вид у машины специфичный, чему виной скоромные размеры (длина автомобиля составляет 3 200 миллиметров). Она казалась не настоящей, а игрушечной. Да и багажник объемом 210 литров это ощущение лишь подтверждал. В нем, естественно, место для запаски не нашлось, поэтому ее «прописали» под крышкой капота рядом с двигателем. Но еще хуже, чем экстерьер был интерьер. Внутри максимально просто и архаично даже для 1988 года. Подход создателей понятен, машина должна была получиться дешевой, соответственно, излишествам в ней места не нашлось. По документам автомобиль считался четырехместным. По факту, два взрослых человека разместиться на заднем диване могли с трудом.

ВАЗ-1111 получил скромный 2-цилиндровый силовой агрегат с рабочим объемом 0,65-литра, выдававший 29 «лошадок». Двигатель шел в компании с 4-ступенчатой «механикой». До 100 км/ч автомобиль разгонялся за 25 секунд, а его максимальная скорость составляла 120 км/ч. Правда, вряд ли кто-нибудь пытался выжать из «Оки» такие цифры. Все-таки этот автомобиль создавался для несколько иных скоростей.

Но, несмотря на многочисленные минусы, были у «Оки» и свои явные плюсы. Например, расход топлива. В смешенном цикле он составлял около 5-6 литров на 100 километров пробега. А еще «Ока» отличалась отличными… внедорожными способностями! Причем такими, каких от нее никто и не ждал, в том числе, даже сами создатели. Благодаря скромным габаритам, легкости, переднему приводу и хорошему дорожному просвету, ВАЗ-1111 комфортно себя чувствовал и в сельской местности зимой, когда толщина снега составляла сантиметров четырнадцать-пятнадцать. Кроме того, если она и застревала, два-три взрослых мужчины легко могли бы ее «освободить».

Авто ВАЗ-1111 - Каменный лес Stone Forest

В салоне

Хотя расход топлива «Оки» невысок, некоторым это кажется недостаточным преимуществом, если учитывать малые размеры и, соответственно, невозможность перевозить столько груза, сколько в полноразмерном легковом автомобиле. Многие жалуются, что пять человек умещаются в «Оку» с трудом, однако по техпаспорту она и является четырехместной. Четыре человека средней комплекции с багажом уместятся в автомобиле легко. То же и с багажником: если учесть, что «Ока» — универсал, то при сложенных задних сиденьях в ней можно перевезти не только мелкую поклажу, но и достаточно крупный груз, например столитровый холодильник.

Существенные минусы тоже имеются. Проходимость «Оки» не слишком высока, поэтому с автопрогулками по природе нужно быть осторожными, особенно если загрузка полная. На дороге управляемость хорошая, не уступает импортным аналогам того же года.

ока технические характеристики расход топлива

Как не нарваться на дурацкий штраф при проезде «кругового движения»

– Создание и выпуск на рынок малогабаритного электромобиля — одно из перспективных направлений развития компании на ближайшие годы, — расплывчато отметил заместитель генерального директора по развитию ПАО «КамАЗ» Ирек Гумеров. Он же добавил, что компактный городской автомобиль по доступной цене будет интересен, в первую очередь, молодым людям до 35 лет.

Хотя, скорее всего, основными покупателями возрожденной «Оки» станут не частники, а службы каршеринга, такси и доставки. По нашим прогнозам, чтобы поставить электромобиль на конвейер, потребуется 3—4 года. Правда, самого конвейера пока нет: КамАЗу придется либо купить какие-либо производственные мощности, либо — построить целый завод.

Технические характеристики

Расход топлива «Оки» посчитать нетрудно, если знать, что за двигатель установлен внутри. Это карбюраторный двигатель объемом 649 «кубиков», 30 л/с. Это половина от двигателя «восьмерки» (ВАЗ-2108). Часть других узлов взято от другой модели, ВАЗ-2105, например арматура отопления, кран, радиатор. Частично это решает проблему с запчастями, однако некоторые детали (например, коленвал) являются оригинальными, так что, если учитывать малый масштаб производства, цена на них может превосходить стоимость аналогичных деталей на иные отечественные автомобили. Это стоит учесть при покупке, так как малый расход топлива «Оки» принесет экономию, но, возможно, только до первого серьезного ремонта.

ока характеристика расход топлива

«Ока» в цифрах

  • Передние шины — 135/80, R12.
  • Задние шины — 135/80, R12.
  • Трансмиссия — механическая коробка передач.
  • Расход топлива ВАЗ-1111 «Ока» — 4,7 л (по городу). В базовой комплектации СеАЗ-11116 — 5,5 л, в базовой 11113 — 6,8.
  • Топливо — бензин АИ-92.
  • Клиренс — 150 мм.
  • Количество мест — 4 места.
  • Привод — передний (FF).
  • Количество дверей — 3 двери.
  • Объем двигателя — 0,7 л.
  • Мощность — 33 л.с.
  • Объем багажника — 210 л.
  • Объем топливного бака — 30 л.

Планы и реальность

«Народного» автомобиля не получилось, возможно, из-за того что «Ока» не слишком хорошо выполняла основную на тот момент задачу легкового автомобиля в нашей стране — поездка на дачу всей семьей и вывоз оттуда сельскохозяйственной продукции.

Тем не менее свое место этот автомобиль занял. Среди моделей отечественного автопрома нет авто, которое было бы более удобно в условиях города, а о его дешевизне и говорить нечего.

Источники

  • https://StoneForest.ru/look/cars/vaz-1111/
  • https://FB.ru/article/440539/avtomobil-oka-rashod-topliva-tehnicheskie-harakteristiki-maksimalnaya-skorost-i-otzyivyi-s-foto
  • https://www.avtovzglyad.ru/avto/avtoprom/2020-09-25-novaja-oka-chto-eto-za-mashina-i-komu-ona-nuzhna/
[свернуть]
Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть